Компания Pridex, один из лидеров на рынке fit-out услуг, и CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, провели совместное исследование рынка офисных интерьеров компаний за период 2015-2016 гг.
Всего было проанализировано свыше 110 интерьеров офисов компаний из 10 основных секторов экономики: FMCG, B2B-услуги, IT, промышленность, банковский и финансовый секторы, ресурсодобывающий и ресурсоперерабатывающий секторы, медиа, ритейл, фармацевтика/медицина и строительство.
По данным исследования, наиболее комфортными условиями для работы сотрудников обладают офисы фармацевтических и медицинских компаний. Их содержание в перерасчете на одного сотрудника обходится в среднем в 618 тыс. рублей в год. Также эти компании предоставляют наибольшую площадь на одного сотрудника в офисе – 13,45 кв. м.
Второе место по индексу комфортности офисов заняли компании ресурсодобывающего сектора – расходы на офис в пересчете на одного сотрудника составили 595 тыс. рублей в год, за ними следует банковский сектор 554 тыс. рублей в год) и компании FMCG-сегмента (512 тыс. рублей в год).
Самые комфортные кабинеты предлагают своим линейным менеджерам компании из сегментов FMCG и IT, их средняя площадь составляет 19,5 и 17,9 кв. м соответственно, тогда как расходы на их содержание в год составляют 879 тыс. рублей и 979 тыс. рублей в год.
Средняя площадь кабинета топ-менеджера у компаний из сектора “ресурсы” составляет 72 кв. м, при стоимости содержания около 3 млн 150 тыс. рублей в год – это самые большие кабинеты в Москве.
Также стоит отметить, что в структуре единоразовых затрат доля fit-out в периоде с 2013 по 2016 гг. выросла с 52% до 64%. При этом единоразовые расходы на аренду упали с 48% до 36% в связи со снижением арендных ставок, а также из-за решения компаний инвестировать в новый офисный интерьер.
Одним из результатов исследования стало распределение компаний на 3 основные группы, исходя из структуры офисных планировок.
К самой многочисленной относятся офисы, в рамках которых доля open-space превышает 50%, тогда как кабинеты занимают менее 10%. В группу входят большинство офисов компаний из B2B-услуг, FMCG, IT, медиа, торговли, фармацевтики и медицины.
Вторая группа – офисы, доля open-space в которых занимает от 40% до 50%, тогда как доля кабинетов варьируется от 10% до 20%. Подобные офисы используют в основном компании из секторов промышленности строительства, банковского сектора.
В третьей группе на долю open-space приходится менее 40%, при этом доля кабинетов превышает 30%. Подобные офисы предпочитают компании из ресурсного сектора.
Наиболее эффективными планировками, исходя из данных исследования Pridex, располагают компании из FMCG сектора, что позволяет им минимизировать расходы на содержание коридоров до 1,9 тыс. рублей на 1 кв. м в год, что в 2,3 раза меньше, чем средний для Москвы показатель в 4,5 тыс. рублей за кв. м в год.
Наибольший уровень расходов на коридоры и другие неэффективные площади отмечается в интерьерах офисов компаний, занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых и компаний, представляющий банковский и финансовый сектор – 8300 рублей и 6100 рублей за 1 кв. м в год соответственно.
Также в ходе исследования были проанализированы доли кабинетов, зоны рекреаций, ресепшен, переговорных и число неэффективных помещений в структуре офисного интерьера. Выявлены основные показатели по стоимости обслуживания офиса в пересчете на 1 кв. м и на 1 сотрудника в год.
Сергей Кудрявцев, управляющий партнер PRIDEX, прокомментировал результаты исследования:
«Организация удобного и продуманного офисного интерьера является одной из наиболее актуальных тем на рынке коммерческой недвижимости. Наглядным примером является количество проектов, экспонируемых в рамках профильных выставок и конкурсов. Тем не менее, на сегодняшний день в свободном доступе практически полностью отсутствует объективная информация по этой теме. Целью нашего исследования является распространение объективной информации об уровне комфорта современных офисов и подходах к планировкам интерьеров, характерных для компаний из различных секторов экономики. Полученная статистика затрагивает многочисленные параметры помещений, в том числе средние показатели площади и стоимости содержания кабинетов и рабочих станций сотрудников, доли различных зон офисов, в том числе переговорных, рекреационных и технических помещений».
Павел Якимчук, руководитель направления внутренней отделки помещений CBRE, отметил:
«Мы считаем данное исследование очень важным шагом вперёд в понимании структуры офисного рынка Москвы. Впервые в истории исследование затрагивает все основные критерии и параметры офисных помещений, включая рациональность использования площади, затраты на аренду и выполнение отделочных работ. Мы надеемся, что в перспективе для многих компаний, исследование станет хорошим инструментом, позволяющим производить оценку своего офиса и принимать решения о необходимости тех или иных изменений. Наше исследование так же позволит произвести укрупненное сравнение модели работы офиса с компаниями своего сектора экономики».