С 2025 года гостиничный бизнес в России столкнется с важными изменениями в налогообложении, связанными с применением НДС и введением туристического налога. Новые правила предусматривают различные ставки НДС для гостиниц в зависимости от их доходов и вводят обязательства для плательщиков, имеющих упрощенную систему налогообложения (УСН).
Изменение НДС для компаний, работающих в режиме УСН, безусловно, является одним из ключевых факторов, влияющих на ценообразование и планирование корпоративных программ.
Крупные сетевые отели уже определились со ставками НДС (5% или 7%) и в случае изменений обещают информировать об этом заранее. Однако региональные отели до сих пор не приняли решение, несмотря на то что нововведение ждет рынок уже с 1 января 2025 года. Ряд клиентов с момента введения нулевой ставки НДС для отелей, то есть с лета 2022 года, начали учитывать НДС в корпоративных лимитах. Компании остались довольны такой системой — сотрудники удовлетворены, поскольку могут забронировать хороший отель в рамках лимита, а бухгалтерия после может вернуть НДС.
Управляющий директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова отмечает: «Скорее всего, переход на новый НДС повлечет изменения в ценообразовании. Однако корпоративному клиенту стоит обратить внимание, что если вы, например, устанавливаете лимит 5000 рублей, не включая НДС, в каком-то случае получите отель за 5000 рублей без НДС, а в каком-то — отель за 6000, но за вычетом НДС, то есть это будут те же самые 5000 рублей. Такой подход позволит сохранить гибкость для сотрудников при бронировании отелей, а работодатель сможет впоследствии возместить НДС».
Тема туристического налога, который вступает в силу с 2025 года, также вызывает активное обсуждение. Сейчас нет четких разъяснений от Минфина или Госдумы по администрированию налога. Операторам рынка придется искать решения в режиме реального времени. Единственное, о чем с уверенностью можно говорить уже сейчас — туристический налог точно не будет взиматься на месте с путешественника. Он платится отелем и, соответственно, должен быть в стоимости. Эксперты предложили внедрить модель, при которой туристический налог оплачивается агентством от лица клиента, чтобы минимизировать неудобства для сотрудников и сохранить прозрачность расчетов.