Насколько вырос спрос на «умные» инженерные системы и почему они незаменимы в текущих экономических условиях, рассказал Александр Шнурко, директор департамента fit–out услуг в Coleman Group.
Экономические трудности и дефицит кадров, которые остаются актуальными для 2023 года, стали увеличительным стеклом для ключевых потребностей бизнеса: сокращение издержек, привлечение талантливых специалистов и повышение продуктивности сотрудников. Решить эти задачи помогает комплекс мер, важнейшая из которых — организация «интеллектуального» рабочего пространства.
Структура спроса
В начале 2023 года в запросах заказчиков на отделку высокие технологии занимают больше места, чем это было, к примеру, до пандемии, отметил Александр Шнурко. В частности, три года назад, до пандемии, на обустройство «умных» офисов поступало не более 20% заказов от их общего количества, интерес заказчиков был, скорее, обращен на отдельные элементы. Теперь этот показатель достиг 70%, и интерес к полноценному оборудованию офисов «умными» системами продолжает расти.
Стоит отметить, что в основном интерес собственников и арендаторов до сих пор сосредоточен на отдельных интеллектуальных системах: видеонаблюдение, контроль доступа, микроклимата, освещения. Офисов, в которых предусмотрена взаимная интеграция всех систем, включая «Интернет вещей», пока меньшинство.
Но увеличение их доли не за горами — буквально в горизонте пяти-восьми лет. Этот процесс ускоряют геополитические и экономические события, которые провоцируют и нехватку кадров, и потребность в оптимизации затрат компании.
Почему «умные офисы» в тренде
Потребность в цифровизации началась в пандемию и продолжилась после нее. С одной стороны, владельцам компаний стало очевидно: системы бесконтактного доступа или поддержание качественной вентиляции — не роскошь, а способ снизить заболеваемость среди персонала и как следствие — собственные убытки. С другой — сотрудники, которые долгое время были на удаленке, стали больше ценить удобство и «человекоцентричность» рабочих мест.
Сложности 2022 года еще больше «подсветили» необходимость в автоматизации многих процессов. Продвинутые охранные системы, инженерные решения для поддержания комфортной среды, энергоэффективности позволяют экономить на содержании большого штата специалистов. Так, комплексное использование систем «умного офиса» уменьшает расходы на эксплуатацию объекта на 20-30%.
Кроме того, они в принципе снижают зависимость бизнеса от квалифицированного кадрового ресурса, которого сейчас не хватает во многих сферах. К примеру, автоматический заказ «расходников» для оборудования позволит частично сэкономить на услугах инженеров, СКУД — на охранниках и т.д.
Сотрудникам тоже нравится
В то же время «умные» офисы — это еще и комфортные пространства, которые помогут работодателю стать более конкурентоспособным в борьбе за талантливых сотрудников. Возможно, дистанционное управление кофемашиной не станет для кандидата решающим фактором при выборе работы, но он точно обратит более пристальное внимание на компанию и попытается узнать, что еще интересного она может предложить.
Имеющимся сотрудникам умные технологии сильно облегчают жизнь. Речь не только об уже популярных системах климат-контроля и безопасности, но и о других продвинутых разработках, таких как системы учета рабочего времени, «бесшовном wi-fi» или виртуальные секретари, которые управляют расписанием или бронируют переговорные.
Понятие «умный офис» включает целую экосистему технологий и IT-продуктов, которые существенно облегчают жизнь бизнесу. Поскольку в рабочей среде сейчас на первые роли выходят личный комфорт и безопасность людей, экономия на эксплуатации помещений, продуктивность коллектива, в технические ноу-хау стали активно инвестировать не только компании, работающие в сфере высоких технологий, но и игроки всех сегментов рынка.