О ситуации на рынке коворкингов рассказывает Игорь Золотухин, генеральный директор сети коворкингов F2.
Ситуация на рынке коворкингов стабильна. Конечно, ажиотажного спроса нет, однако и массового оттока не наблюдается. Оснований говорить о кризисе рынка – нет. У нас специфический и тесный рынок, если бы случилась глобальная проблема – все бы знали о ней и решали ее всем рынком.
На сегодня мы можем говорить об изменении спроса. Если в прошлом году по запросам и сделкам мы констатировали спрос от крупных моноарендаторов, то сегодня запросы идут на команды от 50 до 150 человек. Даже если мы говорим об ИТ-отрасли, вокруг которой была большая паника в СМИ – релокация сотрудников не повлияла на компании. Арендаторы занимают свои пространства.
Презентуются новые площадки, которые строились до событий. Новые объекты временно заморожены, игроки подбирают замену импортным поставщикам материалов, мебели и оборудования, также временно заморожены инвестиции в новые проекты.
Интересно, что российские производители мебели и строительных материалов активизировались и предлагают свою продукцию и они приятно удивляют своим ассортиментом. Что касается тех категорий, которые сложно заменить российскими аналогами – скорее всего тут замещать будет заводской Китай.
Решительные шаги
Для коворкингов любой кризис – всегда катализатор. Те игроки, кто размышлял об открытии в других странах, сейчас делают решительные шаги. Думаю, что несколько точек откроются в Дубаи, Ереване. Конечно, сложно открываться на чужом рынке, везде есть свои особенности. Однако российские компании готовы масштабироваться и составить конкуренцию местным игрокам.