В прошлом году был подписан проект постановления о порядке выплат компенсаций госслужащим, которые откажутся от служебного автомобиля и пересядут на личный. Таким образом, власти надеялись сократить расходы на содержание автопарка министерств и ведомств.
Большинство экспертов в один голос уверяют: вероятность того, что чиновники откажутся от служебного автомобиля за установленную доплату в 3000 рублей в месяц, крайне мала. К тому же многие из них пользуются не только машинами, но и услугами водителей. А за «неиспользование водителей» компенсацию государство пока не предлагает.
Как рассказала корреспонденту радио «Коммерсантъ FM» заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева, сумма, которую планируется сократить подобным способом, неизвестна. Невозможно подсчитать и количество служебных автомобилей чиновников: у каждого ведомства свои квота и расходы. «В Госдуме это порядка 500–600 млн рублей в год – огромные расходы. И это не только депутаты, но еще и сотрудники аппарата. Компенсацией в 3000 рублей, думаю, заинтересуются те, у кого нет права пользования услугами служебного автотранспорта. Такие машины предоставлялись избирательно, а так это будет введено практически для всех категорий госслужащих. Приведет ли это к экономии, пока непонятно», – рассказала Оксана Дмитриева. Но прошло время, проект так и не заработал, экономии, судя по наблюдениям с наших дорого, не случилось.
Однако многие наши ближайшие соседи все же сократили расходы на автопарк госслужащих. Так, в Литве сокращение достигло 50% (кроме МВД и Минобороны), и экономия бюджета составила почти 8,6 млн евро. При этом чиновникам доплачивали за использование личного авто в служебных целях 336 евро в месяц — в пять раз больше, чем предложили сейчас российским госслужащим. Такая же схема действует и в Эстонии. Компенсация предусмотрена даже для вице-мэра Таллина: если он отказывается от служебной машины в пользу личного авто, доплата составляет 600 евро в месяц.
На Западе предоставление компенсации за неиспользование корпоративных автомобилей (сar allowance), в том числе и в коммерческих организациях, практикуется достаточно давно. Такой подход может быть вызван несколькими причинами: например, отсутствием в компании автомобилей как таковых с одной стороны, но с ориентацией на рыночные условия привлечения специалистов – с другой. Часто в таких случаях сотрудникам (в основном топ-менеджменту) предлагается сar allowance, которая является частью бонусного пакета, возможны и другие ситуации, при которых организация выплачивает сar allowance. Допустим, сотруднику по корпоративной политике положен автомобиль, но у него нет водительского удостоверения. Еще один вариант – компания предлагает сделать выбор между денежной компенсацией и автомобилем самостоятельно.
Если говорить о рядовых сотрудниках, которым автомобиль требуется для выполнения служебных заданий, в таких случаях обычно применяется компенсация затрат на общественный транспорт либо за использование личного автомобиля в служебных целях – это уже не имеет отношения к сar allowance, и расчеты с сотрудниками происходят по другим правилам.
Журнал «Административный директор» провел выборочный опрос среди своих читателей на тему «Сar allowance в России», в котором приняли участие административные менеджеры и руководители корпоративных автопарков, представляющих самые разные направления бизнеса: фармацевтика, IT-компании, компании по производству и переработке продуктов сельского хозяйства, по производству и продаже сигарет и товаров повседневного спроса, компании, предлагающие телекоммуникационные, рекламные, курьерские, юридические и страховые услуги, а также банки. Большая часть заинтересовавшихся нашим опросом компаний – представители иностранного бизнеса (82%), оставшиеся 18% – российские компании.
Как показало исследование, в России car allowance пока еще не пользуется такой популярностью, как на Западе. Больше половины опрошенных (58%) сказали, что в их компаниях сar allowance не применяется; 25% дали ответ, что они предлагают сотрудникам и корпоративный автотранспорт, и сar allowance; 17% участников опроса используют только сar allowance. Среди последних были представители зарубежных фармацевтических и IT-компаний, а также коммерческих банков. Чаще всего сar allowance выплачивают в компаниях с численностью сотрудников от 200 человек.
Таблица 1
Сar allowance не применяется – 58%
Сar allowance применяется наряду с использованием корпоративного автопарка – 25%
Применяется только сar allowance – 17%
Как рассчитать сar allowance
Считается, что идеале сумма сar allowance близка к ежемесячному платежу по оперативному лизингу (долгосрочная аренда автомобиля с полным сервисным обслуживанием). Чаще всего именно такую сумму западные компании выплачивают сотрудникам в виде компенсации за неиспользование автомобиля. В этом случае компенсация зависит от ТСО (общей стоимости содержания автотранспортного средства), которая складывается из расчета стоимости приобретения автомобиля (учитывая способ финансирования) и всех остальных затрат, связанных с его эксплуатацией: техническое обслуживание, бензин, шиномонтаж, мойка, страховка ОСАГО и КАСКО и т. п. Чтобы подсчитать сar allowance, специалисты рекомендуют взять все затраты на любой достаточно долго находившийся в автопарке автомобиль и разделить их на количество месяцев, в течение которых автомобиль был в эксплуатации. В этом случае получится некая цифра, которую можно предложить сотруднику в качестве компенсации за то, что он отказался от корпоративного автомобиля.
Однако в российских реалиях при определении сar allowance каждая компания руководствуется своими внутренними нормами и политиками. Какой-то общепринятой системы, по которой бы она рассчитывалась, нет. Решение этого вопроса – дело рук генерального, финансового, административного и HR-директоров: как они решат, такая сумма и будет.
По данным опроса журнала «Административный директор», 87% компаний при расчете сar allowance учитывают общую стоимость автомобиля, страховку (ОСАГО и КАСКО), техническое обслуживание и бензин, среди них те, кто указал, что при расчете данной компенсации их компании использовали значение ТСО или оперлизингового платежа. У оставшихся 13% свой набор опций, где постоянными остаются только стоимость автомобиля и страховка, часть из этих компаний не включает в расчет данной компенсации ТО или бензин.
По мнению экспертов, сумма сar allowance не должна быть одинаковой для всех сотрудников. Как правило, в компании, где есть автопарк, существует минимум три уровня автомобилей. Допустим, коммерческие представители ездят на Ford Focus, менеджеры среднего звена – на Mondeo, а топ-менеджмент – на Explorer. Соответственно, и сar allowance не может быть одного размера для всех сотрудников. Пусть он будет ниже, чем средний по рынку, но все же этот бенефит (льгота) должен различаться в зависимости от грейда сотрудника.
Тем не менее около 6% участников опроса журнала «Административный директор», использующих сar allowance, подтвердили, что в их компаниях данная компенсация имеет единый размер для всех сотрудников, которым положен автомобиль вне зависимости от их ранга. Результаты опроса также показали, что 57% компаний, выплачивающих сar allowance сотрудникам среднего звена, определяют ее размер в диапазоне от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, оставшиеся 43% – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
Таблица 2
Car allowance для менеджеров среднего звена
10 000–20 000 руб. – 43%
20 000–40 000 руб. – 57%
Что касается топ-менеджеров, то максимальную сумму сar allowance – от 60 тысяч до 80 тысяч рублей – им готовы предложить 22% участвующих в опросе компаний, а 45% компенсацию за неиспользование корпоративного автомобиля менеджерам высшего звена предлагают в диапазоне от 40 тысяч до 60 тысяч рублей. От 20 тысяч до 40 тысяч рублей выплачивают 28% компаний и от 10 тысяч до 20 тысяч рублей – 5%.
Таблица 3
Car allowance для менеджеров высшего звена
10 000–20 000 руб. – 3%
20 000–40 000 руб. – 28%
40 000–60 000 руб. – 47%
60 000–80 000 руб. – 22%
Car allowance при сокращении штата
Как показал опрос, 72% его участников никогда не рассматривали лизинг и сar allowance в разрезе массового сокращения штата. Тем не менее эксперты склоняются к выбору сar allowance в том числе и для того, чтобы компания могла обезопасить себя от излишних затрат, если с сотрудниками, которым положен корпоративный автотранспорт, придется расстаться. Сегодня во многих организациях в подобных ситуациях принято выплачивать так называемый «золотой парашют» – определенное количество окладов. Если компания выплачивает сar allowance, точно в этом размере увеличивается и сумма «отступных» выплат. Однако когда организация является собственником автомобиля, при сокращении штата ее риски в отношении автопарка будут минимальны: машины продадутся, и деньги поступят в бюджет компании.
Наименее выгодный вариант при сокращении штата – когда автомобили находятся в операционном лизинге. Машины придется вернуть в лизинговую компанию, оплатив при этом серьезные штрафные санкции за расторжение договоров. Поэтому наилучший вариант при таком развитии событий – это автомобиль, который находится в собственности компании. При сокращении штата сar allowance сопоставим по затратам с оперлизингом, конечно, если он посчитана по максимальной формуле все включено.
Однако, по мнению Ларисы Матвеевой, юриста международной IT-компании, car allowance удобна для компании как раз с той точки зрения, что от нее можно отказаться в любой момент при надлежащем уведомлении сотрудников. При этом не надо думать о продаже автомобилей (затраченные на это ресурсы/усилия также стоит оценить в материальном выражении) или вступать в длительные переговоры с оперлизинговой компанией по поводу штрафных санкций. А для того чтобы «отступные» при сокращении не были увеличены на размер car allowance, необходимо всегда прописывать car allowance отдельной строкой в трудовом договоре либо внутреннем положении и в расчетных листках по зарплате (обособив ее от вознаграждения за труд), что далее позволит не включать car allowance в расчет выходного пособия.
За и против
Главная причина, как показывают результаты опроса журнала «Административный директор», по которой большинство (78%) пользователей корпоративного автотранспорта при выборе между сar allowance и корпоративным автомобилем склоняются в пользу автомобиля – отсутствие проблем с обслуживанием, ремонтом, страхованием, шиномонтажом и т. д. (так как этим занимаются компания по оперлизингу или флитменеджер). Это не только экономия личных денег сотрудника, но и его времени.
В свою очередь, главный плюс для тех, кто рекомендует car allowance (41%) – отсутствие необходимости создания специальной структуры (overheads), управляющей автопарком. Выплачивая компенсацию за неиспользование корпоративного автотранспорта, компания снимает с себя серьезную «головную боль»: нет затрат на персонал, предрейсовые медицинские и технически осмотры, но главное – «уходит» ответственность за сотрудников, которые управляют ее автотранспортом.
Таблица 4
Рекомендовали бы вы car allowance своим коллегам
Да | 41% |
Нет | 25% |
Не могу ответить | 34% |
Таблица 5
Если есть возможность выбора: корпоративный автомобиль или car allowance, что вы предпочтете?
Сar allowance | 22% |
Автомобиль | 78% |
Комментарии практиков
Василий Петренко, офис-менеджер Fujitsu Technology Solutions
До определенного времени в нашей компании был автопарк, который состоял из семнадцати Skoda Octavia, а также нескольких автомобилей бизнес-класса. Обслуживание этих машин, от общения с ГИБДД до организации шиномонтажа, входило в мои обязанности. В 2004 году пришел новый генеральный директор, который был убежден, что сотрудники должны ездить на тех автомобилях, которые им нравятся. Финансовая служба, HR-директор и я поддержали его решение, так как автопарк разрастался и требовалось создание отдельной структуры для его содержания. Финансисты рассчитали сar allowance так, что недовольных сотрудников не было. Сумма этой компенсации у нас постоянная, она не меняется и начисляется как фиксированная ежемесячная премия (сar allowance во время отпуска не выплачивается), которая облагается НДФЛ в общем порядке. При этом когда мы сравнили затраты на сar allowance и собственный автопарк, последние оказались в два раза больше.
Свой автопарк мы распродали. В первую очередь автомобили по остаточной цене выкупали сотрудники, а остальные продавали на сторону. Генеральный директор также отказался от персональной машины с водителем. Сегодня в компании нет ни одного автомобиля. Когда кому-то необходимо срочно что-нибудь отвезти, я всегда помогу, или можно вызывать такси.
Владимир Уютнов, руководитель подразделения автотранспортной службы ОАО «Вымпелком»
В нашей компании сar allowance пока не рассматривается как основной вариант транспортного обеспечения бизнеса компании. Но для определенной категории сотрудников – менеджеров и руководителей, которым положены корпоративные автомобили, возможна денежная компенсация за отказ от их использования. При этом сотрудники сами принимают решение – получать компенсацию или пользоваться служебным транспортом.
Car allowance при этом снимает ряд проблем, в первую очередь с медосмотрами водителей и выпуском автомобилей на линию, также высвобождает определенные ресурсы. Но такие машины – лишь маленькая доля нашего автопарка (всего у нас около 1500 машин). Большая его часть – «рабочие лошадки», инструмент для выполнения определенных задач. В компании много разъездной работы, связанной с обслуживание технических подразделений. Например, есть станции мобильной связи, которые расположены в труднодоступных местах, высоко в горах, и вряд ли сотрудники, обслуживающие данные объекты, согласятся использовать личные автомобили на этих дорогах.
«Вымпелком» около двадцати лет владел собственным автотранспортом, однако в последние годы, следуя мировой практике, мы пытаемся часть автопарка перевести на операционный лизинг. Наверное, операционный лизинг удобен за границей, но в том, что лизинговые компании могут предоставить высокое качество этой услуги по всей России, а особенно в дальних регионах, полной уверенности нет. Первый опыт использования операционного лизинга подтверждает мои сомнения.
Кроме того, операционный лизинг удобен в компаниях с небольшим автопарком. Это позволяет полностью отказаться от технического персонала, обслуживающего собственный автопарк.