Forbes изучил кадровую политику крупнейших компаний и составил новый рейтинг.
Самый богатый человек на планете Джефф Безос, а также руководители более 180 американских корпораций минувшим летом официально взяли на себя заботу о мире. Их совместное «заявление о предназначении корпораций» гласит: бизнес должен служить не только своим акционерам, но и всему обществу в целом. Что это означает? Удовлетворять и даже превосходить ожидания клиентов, инвестировать в своих сотрудников — платить им справедливую зарплату, обеспечивать их образование и переподготовку, быть этичными с контрагентами, поддерживать сообщества, в которых они работают, и заботиться об экологии. И лишь в последнюю очередь создавать долгосрочную стоимость для акционеров и стремиться к прозрачности. Таков портрет социально ответственной компании, и две ее черты вошли в основу нового рейтинга Forbes — 50 лучших работодателей.
Математическая модель этого рейтинга базируется на большом исследовании корпоративной жизни крупнейших российских компаний, которое провели и оцифровали журналисты Forbes. А благодаря опросу населения, который организовал портал Superjob.ru, стало известно, что россияне вкладывают в понятие «лучший работодатель». И именно эти представления определили вес тех или иных метрик.
Опрос показал, что при выборе работодателей россияне ориентируются в основном на то, что могут получить лично они: высокий уровень заработной платы (в первую очередь), расширенный социальный пакет, комфортные условия труда, возможности для обучения и переобучения — эти характеристики получили наибольший вес при подсчетах. Закономерный результат для страны, где средний доход населения, по данным Росстата, составляет 32 635 рублей в месяц и за чертой бедности живет 19,8 млн человек (13,5% россиян). До тех пор пока ситуация не исправится, забота об окружающей среде, вопросы гендерной справедливости, создание новых рабочих мест, развитие пространства вокруг себя не попадут в число приоритетов обычного россиянина. Но, если следовать Безосу и его коллегам, рост личного благосостояния граждан — это тоже зона ответственности социально ответственного бизнеса. Круг замыкается.
От руководителей крупнейших российских корпораций мы пока не слышно заявлений о социальной солидарности. Но история американского бизнеса насчитывает более сотни лет. Современная же российская экономика еще совсем юна, а роль благодетеля у нас официально закреплена за государством. Впрочем, компании (и не только государственные), вошедшие в рейтинг лучших работодателей по версии Forbes, уже во многом ведут себя как социально ответственные корпорации.
Весь список 50 лучших работодателей России можно увидеть здесь. Первая десятка — ниже.