Мини-интервью с Кириллом Рутбергом, исполнительным директором «Метрополитан ПМ», экспертом круглого стола Конференции «Новый офис в реальном времени» ИД «Администрация» (журналы «Административный директор», «Директор по закупкам» и «Офис light».
КР: Начнем с того, что они все разные – ПМ-специалисты. Я впервые столкнулся с ПМ спецификой на своем первом строительном проекте в 1992 году: мы строили деловой центр для японского заказчика на Саввинской набережной в Москве с привлечением известной финской строительной компании в качестве генерального подрядчика. Тогда у нас на рынке были проектировщики, строители и технический заказчик, а о ПМ-ах никто не слышал. Первые ПМ-ы были представлены иностранными компаниями, специализирующимися на данных услугах и услугах по управлению строительными затратами (cost management). Вот и на моем объекте японский заказчик решил привлечь управляющую компанию из Великобритании. Поначалу нам показалось это довольно странным. В последствии, мы по достоинству оценили помощь британских коллег в непростом международном проекте. В начале 90-х в России управлению проектами в ВУЗах не обучали, и мы вынуждены были учиться управлению, перенимая опыт иностранных коллег и, по возможности, доучиваться за рубежом.
Сегодня в Москве в сегменте офисных fit-out проектов (проектов по отделке) работает довольно много ПМ-компаний с разным профессиональным опытом. Кто-то из них раньше занимался проектированием, поставками мебели, есть риэлторы и строители, компании со смешанными (расширенными) функциями и, конечно, узкопрофессиональные специалисты, работающие исключительно по ПМ-специальности. Для сравнения: в сегменте объектов капитального строительства ПМ-услуги предоставляют, за редким исключением, либо наши отечественные профессиональные техзаказчики, либо иностранные профессиональные ПМ-компании. При реализации объектов нового строительства это объясняется серьезными требованиями к квалификации и опыту управляющих процессом специалистов, контролирующих качество выполнения строительных работ инженеров, а также требованиями законодательства в части лицензирования профессиональной деятельности по техническому надзору.
Услуги, входящие в пакет «Управление проектом» востребованы теми компаниями, которые не имеют своих собственных специалистов в данной области, поскольку не занимаются реализацией строительных проектов в качестве основного бизнеса или не связаны с развитием собственных розничных сетей. Конечно, исходя из этого, уникальной такую услугу не назовешь. Но для успешного результата она требует от того, кто ее предоставляет, хорошего знания рынка, значительного опыта в реализации строительных проектов, знаний в области инженерно-строительной и нормативной специфики, контрактных взаимоотношений, страховых вопросов и банковских гарантий, управления рисками и строительными затратами. И еще немаловажным фактором успеха является умение Управляющего Проектом договариваться и находить компромиссные решения к общему удовлетворению сторон (т.е. так называемые win-win решения), поскольку ситуации, при которых требуется умелое управление процессом принятия сторонами решений возникают очень часто.