Согласно известной теории, родившиеся в один исторический период люди разделяют схожие ценности. Это применимо и к предпочтениям относительно рабочего пространства.
Сегодня в офисах работают представители поколений «беби-бумеров», X и Y, а в конце десятилетия к ним присоединится подрастающее поколение Z. Это непременно отразится на формировании офисного пространства, в котором представителям разных возрастных групп должно быть одинаково комфортно. Профессионалам в области создания офисного пространства важно знать предпочтения представителей разных групп и понимать, с какими трудностями может столкнуться поколение Z в ближайшем будущем.
Компании Johnson Controls и HAWORTH организовали масштабный исследовательский проект OXYGENZ. Цель проекта — выявить предпочтения каждого поколения в типах рабочего пространства. Результаты исследований помогают четко сформулировать отличительные характеристики сотрудников разных возрастных групп и выявить, какие рабочие пространства ценят представители разных поколений.
«Беби-бумеры» (1943-1963 г.р.)
Часть представителей этого поколения постепенно уходит на пенсию, но многие продолжают активно работать и дальше. Это трудоголики, ориентированные на рабочий процесс. Они хорошо работают в команде и любят общаться, но при этом ценят и личное пространство. Для них важны так называемые «видимые» символы: награды, сертификаты, дипломы. «Беби-бумерам» больше нравятся уединенные рабочие места, закрепленные за определенным человеком, а также закрытые зоны для формальных переговоров.
Представители поколения X (1963-1983 г.р.)
Эти люди предпочитают более индивидуальный подход к работе, любят самостоятельность и нередко полагаются исключительно на самих себя. Но, как и «беби-бумеры», они привыкли к линейному и последовательному принципу работы и предпочитают схожие рабочие пространства – приватные зоны коммуникаций и четкое закрепление рабочих мест за сотрудниками.
Представители поколения Y (1983-2000 г.р.)
Их предпочтения полностью противоположны предпочтениям двух предыдущих групп. Люди этого поколения мультизадачны, поэтому им необходима свобода выбора, в том числе выбора типа рабочего места в зависимости от текущей задачи. Для них важно наличие в офисе многофункциональных пространств, временных рабочих мест, различных неформальных зон, а также зон для спонтанного общения.
Представители поколения Z, родившиеся после 2000 года, пока только формируют свою систему ценностей, но эксперты уже могут предположить, какими общими чертами они будут обладать. Доктор Майкл О’Нил, ведущий стратегический консультант в HAWORTH, в статье журнала Metropolis выделяет две основные характеристики подрастающих детей нового поколения.
Во-первых, они ценят порядок и предсказуемость. Во-вторых, с детства окруженные различными девайсами, они очень легко отвлекаются, переключаются с задачи на задачу и с трудом могут сконцентрироваться.
Поэтому, когда молодые представители поколения Z придут в современные офисы, зачастую подстроенные под потребности поколения Y, они будут нуждаться в порядке, структурированности, укрытии от отвлекающих факторов, но вместо этого столкнутся с неформальностью и многофункциональностью пространства, где им трудно будет определенно ответить себе – «Могу ли я здесь сесть», «Для чего эта рабочая зона» и т.п.
Визуальная путаница и многообразие выбора будут еще сильнее отвлекать их, а значит, им будет сложно выполнять свою работу.Таким образом, внедрение четких рабочих зон с понятным и интуитивным функционалом может стать критически важным решением через несколько лет. Организация одинаково комфортного пространства для всех поколений станет как никогда сложной и интересной задачей, для выполнения которой знание психологии своих сотрудников станет ключевым инструментом.