Непростой 2024 год заставил FM-операторов пересмотреть форматы работы с заказчиками и персоналом. Как главные проблемы отрасли — удорожание кредитования и дефицит кадров — дальше будут влиять на FM-рынок, рассказали в MD Facility Management.
Что будет с платежами и контрактами
Два главных тренда в этом аспекте работы — популяризация частичного авансирования услуг и индексация расценок как обязательная опция для всех действующих договоров с заказчиками.
Сейчас представители УК при переговорах с новыми заказчиками или при переподписании договоров чаще, чем раньше, прорабатывают вопрос ежегодной индексации. Раньше ее могли не прописывать в контрактах, даже если срок их действия составлял три года, и влияние инфляции было ощутимо. В таких случаях управляющие компании иногда обращались к собственникам с просьбой об индексации, но одобрение получали не всегда. В 2025 году ежегодный рост тарифов УК, скорее всего, станет базовым пунктом в договорах.
Также на фоне заградительных ставок по кредитам стало актуальным сокращение отсрочки платежа. Обычно для собственника объекта банковское финансирование дешевле, чем для УК, — независимо от того, крупная она или нет. Поэтому сокращение отсрочки оплаты позволяет замедлить темпы удорожания услуг.
Помимо вышеописаннного, чтобы уменьшить этот рост, заказчики сокращают наполнение контрактов, оставляя самый необходимый набор работ, а дополнительные услуги запрашивают по мере надобности. Такой подход получил распространение еще в 2023 году и вряд ли изменится в 2025-м, отметил Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management.
Кадровый вопрос: способы решения
Нехватка персонала и увеличение фонда оплаты труда останется одной из самых острых проблем в наступившем году.
«Для заказчиков она будет одной из причин перехода на внешнее управление — все-таки FM-компании значительно более профессионально умеют привлекать персонал и управлять им», — добавил Борис Мезенцев.
Крупные FM-компании будут решать кадровый вопрос комплексно. Например, задействовать сотрудников в мобильных бригадах для выездного обслуживания нескольких объектов или привлекать их для работы вахтовым методом из других регионов.
Частично поможет и автоматизация работы. Сократить за счет нее издержки на персонал не удастся, но повысить производительность труда, сделать ситуацию более прозрачной — можно.
Кроме того, некоторые FM-компании уже сейчас предлагают заказчикам удаленный мониторинг объектов, где это возможно без ущерба для состояния инфраструктуры. Внедрение таких технических решений затратно, но в долгосрочной перспективе оправданно: в течение нескольких лет, пока действует контракт с УК, помогает сэкономить на персонале и снизить зависимость от ситуации на рынке труда.
По прогнозам Бориса Мезенцева, в 2025 году FM-услуги подорожают на 15-20%. Как и в 2024-м, основное влияние на это окажут расходы на оплату труда. Наибольший рост прогнозируется по услугам профессиональной уборки и охраны.