Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

ИГРОКИ ОФИСНОГО РЫНКА ГОТОВЯТСЯ К КРИЗИСУ

О ситуации на офисном рынке столицы и подходах к привлечению и удержанию арендаторов в новых экономических условиях рассказали в рамках форума PROЕstate эксперты рынка.

Рынок офисной недвижимости Москвы замер в ожидании, бизнес-центры пустуют почти на четверть, компании не торопятся расширять офисы, а некоторые уже задумываются о сокращении. В данной ситуации от собственников и управляющих офисной недвижимостью требуются смекалка и нестандартное мышление, чтобы привлечь и удержать арендаторов.

Ощущение кризиса

По оценке директора по сдаче в аренду офисной недвижимости PPF Real Estate Russia Николая Обайдина, спрос на офисы последние десять лет находится на одном и том же уровне, а предложение постоянно растет. Экономическая ситуация уже заставляет девелоперов и инвесторов корректировать свои финансовые программы. На рынке отмечается рецессия, и она только углубляется, заметил вице-президент по управлению недвижимостью группы ПСН Георгий Найденов.

В то же время исполнительный директор «Военторг» Татьяна Ишунина отмечает, что на московском рынке «некризисных» было всего два года — 2006-й и 2007-й, когда собственники не думали об арендаторах. Столичный рынок довольно конкурентен,  поэтому за арендатора приходится бороться всегда, особенно в периоды кризиса.

Девелоперы заморозят проекты

Участники дискуссии считают, что в нынешней ситуации и в условиях высокой вакансии офисов в Москве новые офисы не стоит начинать строить. Однако, по словам директора по управлению активами O1 Properties Павела Барбашева, это не значит, что девелоперы остановят свой бизнес. Скорее всего, в России будут использовать западный опыт, когда инвесторы начинают стройку, если на 30-40% офисов уже подписаны прелизы с арендаторами, рассказал он. В противном случае здание может долго оставаться пустым после ввода в эксплуатацию.

Николай Обайдин согласен с мнением эксперта, что подтверждает успешный опыт реализации проекта компании PPF Real Estate Russia, когда здание до завершения строительства было сдано на 70%. По его мнению, сейчас идти в спекулятивное строительство в расчете в будущем продать конечным собственникам офисные площади, тоже рискованно.

Административный директор по СНГ компании EY Анна Андреева видит сложность в реализации этой схемы в России в постоянных задержках ввода офисов в эксплуатацию, его отделки и т. д. Арендатор, подписывая прелиз, должен быть уверен, что введет новый офис вовремя. Для этого ему нужны жесткие финансовые гарантии, поясняет она. Пока не все отечественные девелоперы готовы их дать.

Участники дискуссии отметили, что сейчас для арендодателей наиболее интересны российские компании с госучастием, так как они в нынешних условиях наиболее стабильны. Эксперты отмечают, что многие крупные клиенты, в том числе западные компании, пострадали от санкций и задумываются о сокращении своего представительства в России. Для собственников это будет означать потерю арендатора и денежных потоков либо сокращение ставки или арендуемой площади для них.

Однако в связи с высокой вакансией офисных площадей собственники сейчас уже не так тщательно оценивают устойчивость и стабильность арендаторов. Управляющие сажают в свои бизнес-центры арендаторов, которые готовы платить.

Эксперты отмечают, что сейчас главная цель собственников уже построенных офисных центров — удержать арендаторов, так как новых найти будет сложнее. В то же время пока управляющие компании не готовы идти на снижение ставок.

Сейчас «важно сохранить арендатора и лучше пойти ему навстречу: возможно, дать дополнительные опции, согласиться на снижение арендуемых площадей, но не снижать ставку. Если он захочет в будущем расшириться, то сделать это будет легко, а вот вернуть уровень ставки аренды сложно», — высказал свое мнение Георгий Найденов.

По оценке экспертов, сегодня в первую очередь арендатор смотрит на стоимость аренды — это первый фактор, который влияет на принятие решения для компаний. Локация, статус и класс офиса и инфраструктура уходят на второй план.

Мария Сергиенко из Capital Group отмечает, что рынок корректирует арендодателя. Арендаторы не готовы сесть в офисы без отделки, им необходимо оказывать дополнительные услуги, делать отделку, ремонт и прочее, чтобы удержать старого клиента. Заместитель руководителя департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Ксения Ревенко считает, что формат офисов shell&core (без отделки) умер уже давно, и часто арендаторам не нужны арендные каникулы на время ремонта — ему нужно въехать в готовый офис.

Сергей Велесевич, PROEstate

  • 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, 30А, коворкинг "Рабочая станция", ООО «Администрация»

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Пожалуйста, пройдите опрос журнала «Административный директор», это поможет улучшить нашу работу!
Опрос анонимный и не займет у вас более 2 минут.
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика