Эксперты компании «Аэроклуб» провели исследование забронированных представителями бизнеса перелетов по России и выяснили, как изменился спрос за последние два года, какие индустрии и города сохранили деловую активность.
Исследование показало, что в 2021 году спрос на авиаперелеты по России у деловых туристов вырос по сравнению с 2020 годом на 87%, однако к допандемийному 2019 году падение составило 28%. Доля перелетов бизнес-классом выросла на 1% по сравнению с двумя предыдущими годами и составила 4% от общего числа авиабилетов. Средняя стоимость авиабилетов по России в эконом классе выросла с 2019 года на 11% и составила 10 200 руб. (+26% к 2020). Билет в салоне бизнес-класса в одну сторону в среднем обходился деловым путешественником на 20% дороже, чем двумя годами ранее, – 52 500 руб. (+23% к 2020).
«Несмотря на то, что по году показатели еще не достигли объемов 2019 года, мы видим растущий спрос и набирающую обороты деловую активность. В 2022 году мы ждем полного восстановления рынка делового туризма и надеемся, что при позитивном сценарии высокая планка 2019 года также будет преодолена», – поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб».
Самой активной индустрией, которая не только не сократила объем командировок в 2021 году, но и превзошла допандемийные показатели на 19%, стала добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика. За последние 3 года этот сектор экономики удерживал первенство по объему командировок, однако если в 2019 году на него приходилось 18% от всех командировок, то в 2020 году его доля выросла до 24%, а в 2021 треть всех командировок совершали сотрудники добывающих и обрабатывающих компаний, энергетики. Еще одна индустрия, которая превзошла объемы 2019 года и с 13 места в 2019 году переместилась на десятое, – розничная торговля предметами роскоши. В 2021 году ее объемы выросли на четверть, однако доля в общем объеме командировок составляет лишь 1%. Остальные индустрии все еще не вернулись к объемам 2019 года – число командировок ритейла упало на четверть, фармкомпании стали на 43% реже отправлять своих сотрудников в командировки, ИТ-компании на 38% сократили деловые поездки, а компании, обеспечивающие поставку и ремонт технологического оборудования, – на треть. FMCG-компании, которые ранее занимали третье место по объему авиабилетов, сократили свои командировки на 62% и переместились на шестое место. Финансовые и консалтинговые компании сохранили седьмую строчку, сократив командировки лишь на 17%. При этом четверть всех авиабилетов, приобретенных для сотрудников этих компаний, были в салон бизнес-класса.