Эксперимент начали с экономического блока правительства Удмуртии. Первыми на такси со служебных авто пересели сотрудники министерства промышленности и торговли, министерства экономики, агентства информатизации и связи, а также инвестиционного развития, сообщили “РГ” в аппарате главы и правительства региона.
В рамках госзакупок власти республики заключили договор с таксомоторной компанией. На поездки из бюджета выделили около 100 тысяч рублей, в этом случае проведение конкурса не требуется. Так как ни точное количество поездок, ни их километраж заранее предсказать нельзя, действие первого этапа эксперимента завершится, когда закончатся деньги. Затем договоры могут продлить. А восемь автомобилей, закрепленных за четырьмя министерствами, уже высвободили, сейчас они просто стоят в гараже. Водителей, которые работали на этих машинах, не уволили, а задействовали в поездках других ведомств. На такси чиновники могут ездить как по Ижевску, так и по районам региона, но только по служебным делам. Если новшество себя оправдает, опыт распространят и на другие ведомства, и в этом случае должен состояться открытый конкурс, на котором рассмотрят предложения всех поставщиков.
– Мы хотим посмотреть, насколько эффективно может использоваться в служебных поездках не собственный автопарк, а схема аутсорсинга. По этому пути идет весь мир, отказываясь из соображений эффективности от выполнения непрофильной деятельности. Развоз людей для министерств экономического блока – деятельность точно не профильная. Необходимо снижать затраты правительства Удмуртии. Сегодня мы предприняли конкретные действия, начали оптимизировать расходы с себя, – прокомментировал “РГ” решение советник главы Удмуртии по экономике Александр Свинин.
В аппарате главы и правительства региона уточнили, что чиновники экономического блока ездят на такси по обычному корпоративному тарифу: стоимость минимальной поездки – 99 рублей до пяти километров пути, далее 12 рублей за километр по городу и 14 рублей за чертой города. Для всего остального (поездки из дома на работу и обратно) использовать такси запрещено. Ждать машину приходится от шести и более минут.
– Все нормально, аккуратно. Приезжают вовремя, водители корректные, проблем нет, – поделилась своим мнением о новшестве замминистра промышленности Удмуртии Галина Трегубова. – Единственное, иногда приходится выезжать за пределы Удмуртии, и там такси, наверное, уже нерентабельно использовать. Хотя удобнее ехать на машине, чем на поезде или самолете.
Некоторые чиновники сетуют на то, что сейчас им приходится ездить с малознакомыми водителями такси, а они не гарантируют безопасность.
Сами представители разных компаний такси говорят, что тоже были бы рады поработать с правительством Удмуртии, как и с любым другим корпоративным клиентом. Всего по Ижевску работают четыре крупных оператора, недостатка в предложении нет. Цены варьируются от 70 до 99 рублей за минимальную поездку, далее от 12 до 15 рублей за километр по городу.
На такси чиновники могут ездить как по городу, так и по районам региона. Но по делам службы
По предварительным расчетам, затраты правительства республики за счет оптимизации автопарка снизятся в полтора раза. По словам советника главы Удмуртии Александра Свинина, первые результаты эксперимента уже есть. “При этом чистая экономия станет заметна спустя год с момента начала реформирования. Только в таком временном отрезке будут отражены все аспекты, влияющие на экономический результат, в том числе сезонность”, – пояснили в пресс-службе главы.
В 2016 году на обслуживание автопарка администрации главы и правительства Удмуртии потратили 96,3 миллиона рублей. В первой половине 2017-го сумма составила 41,9 миллиона. По данным на 1 июля текущего года, на балансе автопарка находилось 114 единиц техники. Оптимизацию автопарка начали с июля. Уже 17 машин передали муниципалитетам и организациям социальной сферы Удмуртии. Сейчас на подходе продажа еще 14 автомобилей через аукцион.
Сейчас республика рассматривает другие варианты сокращения затрат, среди них – аутсорсинг для служебных перевозок.
С шашечками – дороже
Андрей Мартынов, руководитель департамента кадровой политики администрации органов власти Республики Саха (Якутия):
– Пересаживать чиновников на такси в условиях Якутии нецелесообразно, да и невозможно. Часто представителям власти приходится добираться в дальние села на машинах, с которыми нет авиасообщения. Такие командировки могут длиться неделю, а то и дольше. Заказывать для них такси выйдет дороже, чем использовать свой автотранспорт. Да и нет в республике таксомоторных служб, которые смогли бы обслуживать подобные длительные поездки и при этом обеспечивать безопасность пассажиров.
Юрий Ользеев, замминистра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Калмыкии:
– В Калмыкии небольшая и в основном сельские поселения. В таких условиях попросту невозможно работать без надежного и исправного автопарка. Тем более что машин в нем немного, они не требуют больших расходов на содержание.
Юрий Карючин, руководитель аппарата губернатора и правительства Омской области:
– Мы разработали специальную программу. Использовать служебный транспорт без всяких ограничений разрешено только министрам, их первым замам и руководителям главных управлений. Внедрили систему заказов, благодаря которой другие специалисты могут подать заявку на автомобиль в электронном виде. Это помогло максимально сократить число поездок и усилить контроль.
Алло, примите заказ
Для федеральных ведомств первым пример подал минфин, в июне сообщивший о том, что пересаживает своих сотрудников со служебного транспорта на такси. Такси, вызванное через мобильное приложение, приедет быстрее, чем машина из ведомственного гаража, отмечает директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ “Высшая школа экономики” Михаил Блинкин. Услуги такси сегодня ничем не хуже служебного автомобиля, по стоимости они гораздо дешевле, учет проще. Кроме того, таксисты все-такие более склонны к соблюдению ПДД, чем водители топ-менеджеров. Кроме того правом пользоваться персональным автомобилем должно быть не у тысяч, а только у десятков топ-менеждеров и чиновников.
Достоверной статистики российского рынка такси нет, отмечают другие эксперты, поскольку он во многом серый, однако очевидно, что в крупных городах с начала 2010-х годов быстро наибрают популярность сервисы онлайн-заказа, которые позволяют легко контролировать расходы на поездки и делают прозрачным их учет. Кроме того, онлайн-агрегаторы быстро сбили цены на поездки в мегаполисах.
Таксопарк к услугам чиновников
“Мы сейчас отрабатываем с рядом таксомоторных компаний полный переход: отказаться от служебных машин и перейти на такси. Это позволит по нашим предварительным расчетам около 20-30% сэкономить в затратах, связанных с эксплуатацией служебной машины”, – заявил недавно заммэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов в эфире телеканала “РБК”.
В прошлом году столичный департамент транспорта, согласно данным госзакупки, объявлял на текущий год конкурс на поставку услуги аренды десяти автомобилей с водителями: трех обычных машин и семи – бизнес-класса. Авто требовались шесть дней в неделю по 16 часов. В общей сложности за это дептранс готов был заплатить около 19 млн рублей. Один рабочий день машины с водителем при таком раскладе обходился ведомству примерно в 7300 руб.. В одной из такси-компаний, как выяснил корреспондент “РГ”, аналогичная аренда на 8 часов стоит 5600 руб. Итого – экономия только за один день составила бы около 1707 руб.
Агрегаторы активно продвигают свои услуги корпоративного такси. Тарифы примерно такие же, как и при поездке частного лица: например, машина обычного экономкласса будет стоить 9 руб. минута, или 8600 за сутки. Поездка в машине бизнес-класса обойдется в 18 руб. минута, или 17 280 руб. за 16 часов. За расходами сотрудников удобно следить: компания четко знает, кто на сколько наездил.
“Корпоративный пользователь Яндекс.Такси получает доступ в “личный кабинет”, где администратор может указывать мобильные телефоны сотрудников, которым доступна оплата поездок за счет организации. У таких сотрудников в приложении появляется еще опция оплаты – наряду с наличными и карточкой”, – рассказали “РГ” в пресс-службе Яндекс.Такси.
По всей России их сервисом корпоративного такси пользуются уже 4500 организаций во всех сферах экономики: банки и медиа, телекоммуникационные и страховые компании, промышленные и торговые предприятия.
Услугами еще одного федерального сервиса заказа такси “Везет” пользуется 10 тысяч компаний по стране. “Автомобиль – неэффективный актив, не важно – личный он или корпоративный. К стоимости автомобиля нужно добавить амортизацию, расходы на эксплуатацию, зарплаты водителей, – говорит Александр Костиков, директор по коммуникациям сервиса. – Если пересчитать все скрытые издержки, то стоимость поездки на корпоративной машине будет в 10-15 раз выше заказа такси. Современные технологии позволяют обеспечить подачу машины менее чем за 10 минут в любом из более чем 100 городов, где мы представлены”.
“Целесообразность перехода на такси-перевозки надо просчитывать в каждом отдельном случае, – считает автоэксперт Игорь Моржаретто. – С одной стороны, держать раздутые автопарки плохо. Реальны случаи, когда машина просто стоит в гараже или у подъезда. КПД таких машин в целом очень низкий. И если авто нужно два раза в день по 20 минут, то, конечно, имеет смысл перейти на такси. Но если машина используется для разгонных целей, то смысла отказываться от нее нет”.
Когда такси для чиновника роскошь
Во Франции служебный транспорт на постоянной основе предоставляется весьма ограниченному кругу чиновников, в основном министрам, их заместителям, руководителям государственных служб, региональных властей. Остальные чиновники, чтобы добраться до места работы, пользуются личными автомобилями или общественным транспортом. Расходы, связанные с этим, частично возмещаются. Обычно речь идет о 50 процентах от затраченных средств. Что касается такси, то чиновники могут их использовать в ряде случаев исключительно для служебных поездок по договоренности с начальством с последующим представлением чека об оплате этой услуги. Несколько лет назад произошел скандал с директором Национального института аудиовизуальных средств Аньес Сааль. Ей не полагалась служебная машина, и она постоянно и бесконтрольно пользовалась такси. Наездила на многие десятки тысяч евро. Проверкой было установлено, что часто по своим личным делам. В результате директор лишилась своего поста, и ей пришлось возвращать деньги.
В Италии в 2014 году в рамках программы сокращения государственных расходов, объявленной премьер-министром Маттео Ренци, у чиновников одним махом были изъяты 151 автомобиль класса “люкс” и выставлены на продажу на интернет-аукционе eBay. Первым с молотка ушел автомобиль BMW, служивший “железным конем” кому-то из чиновников МВД. Последняя ставка по этому лоту составила 18 тысяч евро. Средства от продажи этих авто были направлены в бюджет страны. Правда, на практике итальянские чиновники, которых так “беспощадно” лишили роскошных авто, не слишком уж страдают от дискомфорта. На их такси, расходы на бензин и дорогостоящие разрешения на въезд в исторический центр из госказны по-прежнему ежегодно выделяются миллионы и миллионы евро. Лишить их красивой жизни который год подряд тщетно пытается оппозиционное движение “5 Звезд”, сделавшее лишение “касты” привилегий главным пунктом своей предвыборной кампании.
В Южной Корее надо очень и очень высоко подняться, чтобы начать мечтать о своей служебной машине. Такая привилегия обычно становится доступна лишь для уровня замминистра, да и то не во всех ведомствах. Для остальных же госслужащих предусмотрена общая для всех обычных граждан система: ездить либо на своих личных автомобилях, либо на общественном транспорте. Компенсирование использования такси и прочих видов транспорта предусмотрено лишь для сотрудников силовых и правоохранительных ведомств, да и то только тем, кто занят непосредственно оперативно-разыскной деятельностью. “У нас служебная машина предусмотрена только с уровня полковника. Да и то это обычно малолитражка, потому и выходит, что чаще всего пользуемся просто своей личной, даже когда ездим по служебным делам”, – пояснил “РГ” один местный полицейский, работающий в Пусане.
В Германии служебная машина предоставляется только чиновникам высшего ранга. В Берлине, например, это руководители управлений земельного сената (правительства), президент полицейского управления или главы районных администраций. Использование служебного автомобиля в личных целях считается должностным нарушением и преследуется по закону. Все остальные госслужащие или чиновники должны сами выбирать способ проезда на работу и оплачивать бензин. Затраченные на него издержки они могут списать с налогов, рассчитывая по 30 центов за километр. В среднем это незначительно снижает налоговое бремя: служащий госучреждения получит при уплате налогов “облегчение” в размере 10-12 центов за километр дороги к месту работы и домой. В чрезвычайных случаях чиновники могут взять такси, например, для проезда к месту происшествия, а затем получить затраченную сумму обратно, предъявив счет.
Источник: rg.ru