Цифровая трансформация затрагивает все области деятельности человека. Не является исключением и туриндустрия. Раньше клиент приходил в турагенство, где специалист выяснял его требования и подбирал тур, получая комиссию от разрабатывающих пакетные предложения компаний. Сейчас такая схема работает плохо. Клиент никуда идти не хочет, предпочитая взаимодействовать в режиме онлайн. Причем многое он может сделать сам. Самое простое – найти и купить горящие путевки на специализированных сайтах. Если стандартные туры не устраивают – проложить маршрут самостоятельно. Забронировать отели на сайтах типа Booking.com, купить билеты на сайтах авиакомпаний, арендовать машину в аэропорту, оплатить билеты на посещение местных экскурсий и национальных парков. Причем таких клиентов становится все больше.
Меняющееся поведение клиентов влияет бизнес игроков туриндустрии, которые должны конкурировать за хорошо владеющего интернет-технологиями пользователя, предлагать ему то, что он не может сделать сам. Получать комиссию не за физически пришедшего в офис клиента, а за покупку услуги клиентом, перешедшего с их сайта. Трансформировать бизнес-процессы для оперативного предоставления требуемых новым пользователем услуг.
Вопросы использования цифровых технологий в туризме обсуждались на прошедшей в Экспоцентре в Москве выставке MITT-2018, главном событии туристической индустрии. Темы обсуждений самые разные: организация каналов продаж с помощью мессенджеров, использование e-mail, SMS-маркетинга и push-уведомлений, управление репутацией туристического бренда в интернете, использование для рекламы блогеров и социальных сетей.
Рассматривались проблемы общие для разных индустрий. Как повысить привлекательность сайта, увеличить количество заявок на туры, заставить сайт продавать?
Онлайн-оплата туристических услуг
Часто туристическая компания требует от клиента предоплаты услуг. Это можно понять, ведь компания проводит подготовительные работы: бронирует отели, ищет транспорт, договаривается с носильщиками и проводниками.
Один из вариантов – использование стандартных программных систем для электронной торговли, например оплаты через банковские карты, счета мобильных телефонов, электронные кошельки с помощью решения компании AcquiroPay, обеспечивающего интеграцию с онлайн-кассами в рамках ФЗ 54 .
Компания Pay Travel предложила свое решение предоплаты тура – «виртуальный сейф». Турагенство регистрируется на сайте компании и выставляет счет туристу на оплату тура. Турист может оплатить счет с помощью банковской карты или наличными через терминалы pay.travel. Если тур еще не подтвержден, туристическая компания может принять предоплату по банковской карте, заморозив деньги на карточке клиента. При отмене тура блокировка снимается и денежные средства поступают обратно на карту.
Хорошо бы пойти еще дальше и не разрешать зачисление средств турагенту до прибытия клиента на место отдыха. Ведь сейчас риски предоставления некачественной услуги ложатся на клиента, что ему не всегда нравится.
Решения для туристических агентств
На выставке предлагались и решения для создания интернет-магазинов туров. Так компания САМО-Софт предложила систему онлайн-бронирования для туристических компаний, в которой пользователь самостоятельно регулирует ассортимент предложений, выбирает направления и операторов для работы, определяет последовательность бронирования и оплаты, добавляет тексты договоров и письма для туристов.
Есть и программа автоматизации бизнес-процессов турагенств: от звонка туриста до получения отзыва о поездке. Программа SAMO-incoming контролирует бизнес-процессы туроператора по приему туристов: от подготовки цен туроператорам до онлайн-продажи экскурсий и получения статистических отчетов.
Медицинский туризм
Медицинский туризм – совмещение приятного с полезным. И новые места посмотреть, и здоровье поправить. Причем здоровье в приоритете.
Цифровая трансформация затронула и эту область туризма. Интересным было предложение турецкой компании «Ата Визион Здоровье», активно пытающейся выйти на российский рынок. Клиент дома заполняет анкету, посылает выписки из истории болезни и результаты обследований в компанию, которая передает их в несколько медицинских учреждений Турции. Врачи назначают курсы лечения в Турции, «Ата Визион Здоровье» рассчитывает цены и предлагает на выбор клиенту несколько вариантов лечения. Директор по распределению компании Саида Ийигюн пояснила, что планируется организовывать видеосвязь больного с принимающим доктором, чтобы врач в прямом диалоге с клиентом мог уточнить курс, а клиент – оценить до поездки возможности врача.
Такой вариант телемедицины было бы неплохо использовать и нашим компаниям, например, при санаторно-курортном лечении.
Немного о перспективах
Потенциал использования информационных технологий, например развитие персонализированного подхода к туристу на основе Big Data, трудно переоценить. Хорошо бы сделать решения для самостоятельно организующих отдых туристов. Ведь их становится все больше. Вбиваешь даты путешествия, интересующие места на маршруте и получаешь варианты путешествия с предложениями отелей, ресторанов, транспорта и справочной информацией по получению виз.
Перспективным выглядит использование систем виртуальной реальности, которые позволяют показать потенциальному клиенту достоинства отеля, достопримечательностей или видов активного отдыха. Можно будет, скажем, покататься на слоне в национальном парке. На 5G-станциях Пхенчхана болельщики могли надеть очки виртуальной реальности, лечь на кушетку и прочувствовать ощущения спортсменов, несясь вниз головой по желобу олимпийской трассы. Почему бы не предложить туристу сплавиться в виртуале по горной реке и решить, стоит ли попробовать повторить это в реале?
Мы в начале пути, но цифровая трансформация туристической индустрии уже идет, меняя бизнес в соответствии с требованиями стремительно изменяющегося мира.
Источник: iksmedia.ru