Отделение сети для состоятельных клиентов «Сбербанк Первый» открылось в Московском городском гольф-клубе на улице Довженко два года назад. На его территорию пускают по временным разрешениям. Если оформить постоянный пропуск, то приезжать можно даже ночью — ресторан гольф-клуба работает до последнего клиента.
Направление, в котором работает «Сбербанк Первый», нельзя назвать private banking в чистом виде, несмотря на все нужные для этого «ингредиенты»: персональных менеджеров, консьержей, инвестиционные и страховые продукты и прочие привилегии для клиентов. Стандарты private banking здесь распространяются на более широкую аудиторию. Получается такая премиальная розница — сегмент, который по-английски называют mass affluent. Проценты по кредитам тут чуть меньше, депозиты чуть больше, а карты нарядней. Цена «ключа», открывающего двери в волшебный мир банковского обслуживания премиум-класса для москвичей начинается с 8 млн рублей, а для жителей регионов — с 4 млн.
Создав такой подбренд, в Сбербанке решили его стандартизировать, в том числе визуально. Путем проб и ошибок выбрали цвет с официальным названием «сложный фиолетово-бордовый». «Мне больше нравится «ежевичный», — говорит Мария Поденко. — Так его назвал дизайнер Игорь Чапурин, который придумал фасоны платьев для наших сотрудниц»
После цвета перешли к интерьерам. Первые варианты с коврами, диванами на барочных ножках-кабриоль и креслами, обтянутыми бордовой кожей, с резными изголовьями будто из обожженного дерева отвергли — они слишком пышно смотрелись. Остановились на простом и современном интерьере: взяли диваны на прямых ножках и с фиолетовой обивкой, поставили пару консолей цвета экрю с хромированными деталями, стены выкрасили в оливковый. «С одной стороны, хотелось сохранить комфортную обстановку для клиентов, ведь, если ты привык к бизнес-классу, в экономе тебе будет некомфортно. С другой — не планировали никого поражать роскошью и богатством интерьера. Сила ведь в людях, а не в стенах», — объясняет Поденко.
Небольшое пространство офиса условно делит надвое прямоугольная колонна с телевизионной панелью. По одну сторону — лестница и стойка ресепшен с затейливым светильником из матовых металлических челноков разного размера. По другую — диваны с низкими столиками, переговорные и выход на террасу, откуда открывается живописный вид на зеленые гольф-поля и старое русло речки Сетуни. В противоположных концах террасы стоят две софы и столы — с мая по октябрь клиенты предпочитают встречаться с менеджерами именно там.
Переговорных в офисе всего три, не считая балкона. Они идентичны как по размеру (около 18 квадратных метров), так и по обстановке. Двери из матового стекла украшены узором-гильоше, напоминающим водяные знаки на купюрах и ценных бумагах. Две переговорные совмещены с кассой — ее окошко находится за одной из глянцевых стеновых панелей. Это удобно — клиент может произвести операции с деньгами, не вставая с места. Полы застелены ковром со стальными нитями, отчего он тускло переливается. Посетители часто интересуются, где купить такой же.
К клиентам в «Сбербанке Первом» относятся внимательно. Тем, кому надоели стандартные напитки, принесут чайную карту, где есть, например, белый чай с манго. Для тех, кому в процессе переговоров необходимо курить, договорятся об их проведении в сигарной комнате гольф-клуба. Этим и уникален офис: здесь можно не только решить финансовые вопросы, но и поиграть в гольф, пообедать в ресторане, устроить деловую встречу.
Периодически «Сбербанк Первый» проводит для клиентов культурные мероприятия. В прошлом году для них организовали предпремьерный показ «Сказок Пушкина» в Театре наций и эксклюзивный показ шоу-балета Бориса Эйфмана в «Ленинград Центре» в Санкт-Петербурге. Под Новый год звали на «Даму с камелиями» в Большой. При необходимости клиенту помогут достать дефицитный билет на хоккейный матч, закажут праздничный торт из Москвы на Кипр, внесут в список участников спортивного состязания в Лондоне, регистрация на которое давным-давно закончилась, или организуют трансфер, обеспечат медикаментами и прочими необходимыми вещами, если наступит страховой случай.
Мария вспоминает, как однажды клиент, которому нужно было срочно улетать, вспомнил, что загранпаспорт он хранит в сейфе «Сбербанка Первого». Память вернулась к нему в воскресенье. Обеспечить работу финансового учреждения в выходной день — нетривиальная задача. «Документов нет, а надо срочно вылетать, и, чтобы их достать, для тебя открывают целый банк. Это, поверьте, дорогого стоит», — рассказывает Мария Поденко.
Однако есть мероприятие, рядом с которым меркнут любые театры, десерты и марафоны, — это завтрак Германа Грефа с клиентами. Проходит он ежегодно в начале сентября. В назначенный день на утреннюю трапезу во всех 150 офисах «Сбербанка Первого» собираются клиенты. Сто человек приезжают в банкетный зал гольф-клуба на Довженко, где Греф присутствует лично, а для остальных организуют прямую трансляцию по закрытому видеоканалу. Каждый может задать президенту Сбербанка любой вопрос. Встречи длятся долго — последняя, например, шла четыре часа.
«Чаще всего задают макроэкономические вопросы, волнуются, куда идет страна. Еще всех интересует, во что Герман Оскарович инвестирует лично. Он, конечно, отвечает, но что именно, я вам не скажу — должен же быть у наших клиентов какой-то эксклюзив», — смеется Поденко.
Источник: finparty.ru