Аналитики IPG.Estate подготовили обзор рынка офисной недвижимости Москвы по итогам I полугодия 2024 года. Состоявшийся ввод спекулятивного предложения находится на уровне 51 200 кв.м. Во II полугодии 2024 года ожидается прирост более чем на 867 469 кв.м, из которых 60% придутся на формат продажи офисных площадей.
Предложение
- Общий объем офисных площадей Москвы находится на уровне 20,3 млн кв.м.
- В 1 полугодии 2024 года в Москве было введено 51 200 кв.м – БЦ «Парк Легенд» класса В+ (GBA – 45 200 кв.м), БЦ White Sea класса А (GBA – 6 000 кв.м).
Перспективное предложение
- По прогнозам экспертов, прирост нового предложения в офисном сегменты Москвы во 2 полугодии 2024 года может составить более 867 469 кв. м. Объекты класса А составят 801 859 кв. м, класса В – 65 000 кв. м.
- Большая часть планируемого объема офисных площадей приходится на формат продажи, который составляет 60% от общего объема.
- Доля уже реализованных площадей в строящихся проектах составляет 85%.
Ставки аренды и уровень вакансии
- Средневзвешенная базовая ставка аренды по итогам 1 полугодия составила 21 800 руб./кв.м/год. Ставка аренды в классе А находится на уровне 31 500 руб./кв.м/год, в классе В – 18 500 руб./кв. м/год.
- Средневзвешенный уровень вакантных площадей в офисном сегменте Москвы составляет 7%. По итогам 1 полугодия 2024 года уровень вакантных офисных площадей в классе А находится на уровне 9%, в классе В – 5,5%.
Спрос
- Российские IT-компании и fintech по-прежнему являются драйверами спроса на офисные площади. Также еще одним лидером спроса стал сегмент компаний с гос. участием.
- Запросы на покупку крупных площадей формируют как инвесторы, так и конечные пользователи.
Тенденции и прогнозы
- В сегменте аренды растет спрос на готовые площади и сервисные офисы.
- По итогам 2024 года доля офисных объектов, выводимых в продажу, составит 64%.
- Объекты (как в аренду, так и в продажу) будут выводиться на рынок с высокой долей заполняемости, что усилит дефицит качественного предложения.
- Тренд на покупку офисных площадей будет обусловлен дефицитом предложения в аренду, а также ростом качественного предложения в покупку, в том числе от игроков рынка жилой недвижимости (программа ВРИ).
- Также на рост сделок по купле-продаже влияет экономическая ситуация. При отсутствии возможностей инвестировать средства в зарубежные рынки, инвестиции в недвижимость и собственный бизнес ставятся инструментом сохранения средств.
- Конечные пользователи покупают офисную недвижимость с учётом стратегии роста бизнеса, сдавая излишки площадей в аренду.
- Трансформация офисных площадей под влиянием перехода на гибридный формат работы, что влияет не только на проектирование офисных пространств арендаторами, но и географическому распределению рынка офисов собственниками – появляются офисы, удаленные от основных деловых агломераций Москвы. Офис становится «социальным хабом».