Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Всего 13% офисных сотрудников удовлетворены своими рабочими местами

В марте компания CORE.XP, занимающаяся консалтингом и управлением инвестициями в недвижимости в России и СНГ, провела первую конференцию CORE.Офисы360, посвященную офисам и рабочим пространствам во всем их многообразии.

 

Участники дискуссии обсудили основные вызовы, с которыми столкнулись работодатели с появлением удаленного формата работы. Сотрудники, особенно в перспективных отраслях, ждут от современного офиса принципиально нового уровня комфорта. И те работодатели, которые не сумели вовремя отреагировать на изменившуюся ситуацию, теряют персонал.

В частности, согласно статистике, представленной Дарьей Петровой, заместителем директора департамента управления проектами CORE.XP, на сегодняшний день всего 13% офисных сотрудников полностью удовлетворены своими рабочими местами. При этом в условиях сокращения квалифицированного персонала во многих отраслях конкуренция за кадры только усилится.

В ходе мероприятия как девелоперами, так и HR-специалистами были подробно изложены и разобраны все передовые тенденции офисного рынка с разных ракурсов. Эксперты предложили варианты решения проблемы «кадрового голода» за счет создания принципиально новой рабочей среды.

Среди приглашенных спикеров выступили: административный директор Росбанка Светлана Каримова, административный директор «Северсталь Менеджмент» Антон Артюхин, директор департамента управления персоналом ГНИВЦ Евгения Хизева, руководитель департамента градостроительства и генерального плана СберСити в Рублево-Архангельском Максим Сидоренков и многие другие.

Также была представлена свежая аналитика офисного рынка, где такие понятия, как МПТ (места приложения труда) и КРТ (комплексное развитие территорий), выделены в качестве основных драйверов рынка. Об этом, в частности, подробно рассказали представители девелоперских компаний: Марина Гордеева, директор проектов коммерческой недвижимости ГК «Самолет», и Татьяна Грихно, руководитель проекта бизнес-квартала «Прокшино», ГК «А101».

Причем формирование принципиально новой офисной среды — тенденция общемировая. Так, по словам старшего директора, руководителя департамента офисной недвижимости и направления интегрированных решений для клиентов CORE.XP Ирины Хорошиловой, c 2022 года на рынке США доля вакантных площадей выросла на 18%, а в Европе спрос на офисы упал на 17%. И все из-за массовых сокращений и перехода сотрудников на удаленный режим работы. «После пандемии бизнесу США и Европы понадобилось более двух лет для того, чтобы сформировать свои потребности в недвижимости. Многие компании «шатало» из стороны в сторону от удаленки до гибридного формата работы. Но что интересно, там около 45% компаний сегодня возвращаются полноценно работать из офиса», — рассказала Ирина Хорошилова.

По данным CORE.XP, в России сегодня спрос на офисную недвижимость растет, а доля вакантных площадей опустилась с 14 до 8% за год.

Марина Гордеева, директор проектов коммерческой недвижимости ГК «Самолет», отметила, что компания активно смотрит альтернативные жилью направления для девелопмента. В настоящее время офисный девелопмент компании «Самолет» ограничен тремя факторами: расположением жилых комплексов преимущественно в Новой Москве и МО, а также требованием города по созданию рабочих мест и необходимостью зачета льготы МПТ. По ее словам, ГК «Самолет» фокусируется на строительстве офисных объектов для малого и среднего бизнеса, расположенных за МКАД, и планирует в год вводить порядка 120–130 тысяч квадратных метров новых площадей.

В качестве альтернативы стандартным офисам многие компании выбирают гибкий формат, позволяющий часть сотрудников переводить на гибридный график или проектную работу, а часть — оставлять на удаленном режиме. Одним из лидеров в данном сегменте является сеть гибких офисов Multispace. По словам Елизаветы Голышевой, директора по стратегии и продажам Pridex Spaces, Multispace, именно единая цифровая среда является основой концепции и продукта Multispace. Причем это не просто программное решение, оно полностью интегрировано в инженерные системы.

Действительно, высокий уровень комфорта и цифровизации — одна из базовых опций, которая привлекает сотрудников и мотивирует их выбирать вместо удаленного формата офисный.

Во второй сессии спикеры обсудили актуальные вопросы принципов комфорта как в бизнес-центрах, так и в офисной среде. Работники компаний в значительной части недовольны своим офисным пространством. Потому что далеко не все работодатели сумели вовремя адаптироваться к новым потребностям соискателей и пытаются ограничиться стандартным набором: оргтехника, кондиционер и непосредственно рабочее место.

Во время сессии участники прошли интерактивный опрос, в ходе которого выяснилось, что даже из присутствующих в зале большинство оценили свой офис в среднем на 3,5 балла из 5. Интересно, что среди участников мероприятия наиболее востребованными оказались зоны для неформального общения.

«Пиковый показатель занятости рабочих мест даже до пандемии крайне редко поднимался выше 70%. А с появлением гибридного формата еще больше сократился — до 4253%. Офис меняет свой формат, мы уходим от максимально плотной рассадки к плотности 1012 квадратных метров на рабочее место. Растет коэффициент совместного использования рабочих мест. Колоссально меняется распределение офисных площадей. Поэтому соотношение площадей для командной работы с 27% (53% — для индивидуальной работы) увеличилось до 35% (35% — для индивидуальной работы)», — привела общемировую статистику Дарья Петрова.

Виктория Васильева, заместитель генерального директора Stone, отметила, что ее компания действительно создает места приложения труда, поэтому в первую очередь надо смотреть на контекст развития трудовых ресурсов, как меняются поколения и их порядок взаимоотношений.

C этим мнением согласна Татьяна Грихно, руководитель проекта бизнес-квартала «Прокшино» от ГК «А101». Группа является системообразующим предприятием России и в Новой Москве в рамках комплексного развития территории создает офисные пространства, которые становятся все более востребованными и как площадка для развития собственного бизнеса, и как рабочие места в шаговой доступности от дома.

 «Центры деловой активности развиваются за пределами своих традиционных локаций в силу сформированного запроса в обществе на баланс работы и частной жизни. Близость офиса к дому сотрудника становится важным инструментом конкурентной борьбы за персонал. Важно только, чтобы среда, которая создается в новых объектах, как минимум в той же степени отвечала потребностям резидентов. Поэтому для создания современных рабочих пространств в бизнес-квартале «Прокшино» мы разработали концепцию вита-офисов, которая гарантирует одинаковый уровень комфорта и набор сервисов офисам любой площади. Среди важных элементов — высокий уровень инсоляции, офисные кухни с вытяжкой и водой, в том числе с питьевым водопроводом, широкий набор сервисов, а также набор общественных и рекреационных пространств на прилегающей территории для работы, отдыха и развития корпоративной культуры», — добавила Татьяна Грихно.

Похожую концепцию реализуют в одном из самых масштабных проектов на рынке офисного и жилого строительства — СберСити в Рублево-Архангельском. Компания на своих площадках реализует зеленую территорию, где треть площадей занимают озелененные пространства в шаговой доступности, включая поликлиники, школьные и дошкольные учреждения и разные секции дополнительного образования.

Директор департамента управления персоналом ГНИВЦ Евгения Хизаева также считает, что молодое поколение сотрудников довольно сложно привлечь в классические офисы, особенно того формата, в котором они существовали до недавнего времени. То, что раньше вызывало вау-эффект, сейчас стало базой. Для молодых сотрудников важно, чтобы было много возможностей и вариаций, где можно поработать: включая подоконники, мягкие подушки, кресла для сна и кухни.

Но не всегда инновационная начинка должна присутствовать только в современных зданиях. Например, офис компании «Северсталь» расположен в бывшем здании НИИ 1986 года постройки. Тем не менее после реновации он стал примером одного из самых интересных и нестандартных решений на рынке офисной недвижимости. Компания оборудовала многочисленные кофе-поинты, переговорные разных форматов, закупила современную оргтехнику и дизайнерскую мебель, а отделку выполнила в корпоративных цветах. Еще в здании есть спортзал, просторная столовая и даже бомбоубежище.

Одним из главных сдерживающих факторов развития офисной недвижимости новых форматов стали нехватка и дороговизна стройматериалов, наблюдаемая на рынке в последние годы. Поэтому в списке ключевых игроков данного сегмента на первый план, безусловно, вышли компании, которые оказывают услуги ремонта и отделки помещений.

Ведущим игроком этой отрасли является Smart Group, один из крупнейших производственно-торговых холдингов в России, находящийся на рынке с 2004 года. «В группу компаний Smart Group входят более 20 брендов, большое количество из них — нашего собственного производства. Направления деятельности компании включают весь спектр услуг, начиная от субпроектирования и заканчивая обеспечением всех материалов, от пола до потолка», — прокомментировал Алексей Ковалев, представитель холдинга Smart Group, коммерческий директор одного из производственных брендов Walter Holz by Anker.

В заключение, с подтверждением главного тезиса о том, на что потенциальные сотрудники обращают внимание при выборе работодателя, выступил Владимир Османкин, руководитель отдела рекрутмента, строительство, недвижимость, девелопмент ANCOR, который отметил, что, исходя из опроса компании, на четвертом месте по актуальности у соискателей сегодня находится приятная рабочая атмосфера.

Таким образом, в сегодняшних реалиях главной целью создателей востребованных рабочих пространств становится сочетание комфорта, инфраструктуры, возможностей свободной коммуникации и грамотного баланса между деловой и личной жизнью.

 

  • 119435, Большой Саввинский пер., д.8, стр. 1. Коворкинг Deworkacy. ООО «Администрация»

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Пожалуйста, пройдите опрос журнала «Административный директор», это поможет улучшить нашу работу!
Опрос анонимный и не займет у вас более 2 минут.
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru