Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) ввиду изменения права собственности с зарубежных дочерних компаний на АО «ГТЛК» и соответствующего перезаключения контрактов с российскими авиаперевозчиками сообщила, что планируется повышение ставок лизинга в отношении 37 самолетов, переведенных в российский реестр. Рост составит 30%. Каких именно авиакомпаний коснутся изменения, не уточняется.
В ГТЛК поясняют, что рост ставок обусловлен необходимостью обслуживать долг в размере около 1,6 млрд долларов перед российскими держателями еврооблигаций, эмитированных дочерними заграничными структурами компании. Также изменения условий контрактов вызваны необходимостью возместить объемы антикризисной поддержки из средств Фонда национального благосостояния, выделенные ГТЛК в 2022 году после введения санкций.
«Лизинговая ставка будет зафиксирована в национальной валюте на период ближайших 12 лет и будет учитывать прогноз волатильности рубля», — отмечают в ГТЛК.
Компания заявляет, что повышение ставок не повлечет за собой существенный рост стоимости авиаперевозок, так как в формировании цен авиабилетов лизинговые платежи играют далеко не ключевую роль. Основную долю в стоимости билета составляют цена на топливо, навигационные и аэропортовые сборы, техническое обслуживание флота и расходы на персонал. Кроме того, изменение условий контрактов не происходит в одностороннем режиме, и клиенты ГТЛК имеют право отказаться от заключения договоров на новых условиях.
Эксперты видят в происходящем риск существенного роста стоимости авиабилетов до 30% к концу 2023 года ввиду того, что прецедент с ГТЛК может стать поводом для остальных лизинговых компаний также повысить ставки. В условиях того, что доля расходов на лизинг у перевозчиков уже сегодня составляет 30%, перспектива видится общественнику крайне неблагоприятной для российских авиапассажиров.
По мнению Общероссийского объединения пассажиров, ситуация для отечественных авиаперевозчиков, а следовательно, и их пассажиров, остается безвыходной в условиях отсутствия четко отлаженного массового производства российских самолетов и поставок иностранной техники. Илья Зотов обратился к Председателю Правительства с просьбой ввести запрет на изменение лизинговых ставок до 2025–2026 годов с целью дать время авиационной промышленности встать на ноги и наладить производство отечественных самолетов. В объединении уверены, что это позволит сохранить транспортную доступность и мобильность населения.
Источник: primamedia.ru/