Корпоративный сотовый рынок в I квартале 2014 г. достиг 23,8 млрд руб., увеличившись на 9% по сравнению с тем же периодом 2013 г., следует из отчета AC&M-Consulting. По данным аналитиков, на организации было зарегистрировано 19,4 млн sim-карт, или 8,2% используемых в России мобильных номеров. Корпоративные абоненты приносят российским операторам 11% доходов (операторам сотовой «большой тройки»: МТС, «Мегафону» и «Вымпелкому» — 12%), говорит аналитик AC&M-Consulting Оксана Панкратова.
Наибольшая доля по выручке в корпоративном сегменте (35%) принадлежит МТС, следует из отчета AC&M-Consulting. Она же обслуживает больше всего корпоративных абонентов (40%). Представитель МТС Дмитрий Солодовников с результатами исследования согласен. «Вымпелком» не знаком с исследованием AC&M-Consulting и сомневается в корректности его результатов, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Представитель «Мегафона» Олеся Яременко не стала комментировать данные исследования, заметив, что темп роста абонентской базы в корпоративном сегменте «Мегафона» почти вдвое выше, чем в целом по оператору. Во многом это связано с введением в России принципа переносимости мобильного номера, считает она.
Корпоративные абоненты приносят операторам на 40% больше выручки, чем в среднем по рынку: по данным AC&M-Consulting, ежемесячный средний счет (ARPU) корпоративного абонента составляет 412 руб., а в целом по рынку — 291 руб. При этом они реже используют голосовую связь: в январе — марте 2014 г. корпоративные абоненты говорили по телефону в среднем 273 минуты в месяц, а среднее по рынку значение составило 293 минуты. Корпоративные клиенты потребляют больше дорогих услуг — например, международного роуминга и мобильного интернета, объясняет Панкратова более высокий ARPU корпоративных абонентов. Так, 16% от общей выручки в корпоративном сегменте операторы заработали на услугах роуминга (как внутри страны, так и зарубежного), в то время как в целом по рынку доля роуминга в выручке не превышает 8%, отмечает Панкратова.
За исключением мобильного интернета корпоративные абоненты гораздо менее активно потребляют допуслуги мобильной связи (VAS), говорит Панкратова. Доля VAS в общей «корпоративной» выручке в I квартале 2014 г. составила 27% против 34% в целом по рынку мобильной связи. Корпоративные клиенты гораздо меньше используют развлекательные контент-услуги и передачу сообщений; кроме того, использование допуслуг некоторыми категориями сотрудников во многих компаниях лимитировано либо вовсе запрещено, объясняет она.
Мобильная передача данных занимает более 60% VAS-выручки от корпоративных абонентов (в среднем по рынку — 56%). Но растет она медленнее — в I квартале 2014 г. ее рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 25%, отмечает Панкратова, тогда как на массовом рынке у операторов «большой тройки» доходы от мобильной передачи данных выросли примерно на 35-40%, посчитала она.
Услуги передачи данных используют около 40% корпоративных абонентов МТС, это примерно та же доля, что и на массовом рынке, где интернет-услугами пользуется 42,8% абонентов МТС, утверждает Солодовников. И на массовом, и на корпоративном рынке происходит замещение доходов от голосовой связи доходами от мобильного интернета, отмечает Солодовников. Спрос на эти услуги растет — почти все крупные корпоративные и государственные тендеры на предоставление услуг связи включают в себя услуги мобильного интернета, говорит он.
Мобильный интернет выступает драйвером выручки, однако при этом голосовые сервисы по-прежнему остаются стабильным источником доходов от корпоративных клиентов, говорит Айбашева из «Вымпелкома». Для корпоративных клиентов услуги роуминга и передачи данных представляют особое значение, поскольку на эти сервисы зачастую завязан их бизнес, но называть их дорогими, учитывая снижение цен и на интернет, и на роуминг, некорректно, уверена она.
Трафик абонентов перераспределяется в сторону мобильной передачи данных в том числе и у корпоративных заказчиков, подтверждает Яременко. Но проникновение услуг передачи данных в этом сегменте сопоставимо со средним показателем в отрасли, говорит она.
Источник “Ведомости”