Специалисты рекрутинговых компаний обычно первыми видят общую картину происходящего на рынке труда. По словам Юлии Анисимовой, генерального директора компании OFFICE LINE (группа компаний «Анкор»), выступавшей на второй онлайн-конференции «Средняя температура по офису», организованной журналом «Административный директор» (запись выступления ), процесс подбора персонала в целом практически заморожен. Компании больше нацелены на сохранение текущих кадров и штатных сотрудников, которые находятся под угрозой сокращения. Юлия Анисимова также отметила, что многие организации, которые имели в своем составе аутсорсинговую услугу офис-менеджмента, стали сокращать ее объемы или вовсе отказываться от продления договоров.
Эксперт также отметила появления нового тренда в кадровой политике некоторых компаний – обмен персоналом: когда, например, у ритейлера освобождаются сотрудники, связанные с оффлайн продажами, их перемещают в формат онлайн, на общение с клиентами по телефону или посредством конференц-связи, или в курьерскую службу компании, передают функции административно-офисного персонала.
«Сегодня 90% компаний так или иначе уже работают в удаленном формате», – утверждает генеральный директор OFFICE LINE, – «Все больше компаний планируют выход из кризисного периода, прибегая к новым технологичным решениям. Трансформация бизнеса, его переход к новому формату работы, которая на протяжении последних лет была лишь отдаленным маяком, сегодня ускоряется. Изменения касаются всех направлений, включая HR, охрану труда, бухгалтерию и прочих».
В нашей «новой реальности» после коронавируса неминуемы вызовы, связанные с выводом сотрудников на дистанционную работу. Этот процесс, по мнению Юлии Анисимовой, будет сопровождаться рядом проблемных вопросов, в большинстве случаев, связанных с юридическими формальностями – персонал нельзя просто так взять и вывести за пределы офисов. Соответственно, компании ожидают возможные судебные иски по ТК. Кроме того, нет четкого понимания в вопросах охраны и оплаты труда, оформления трудовых книжек: как увольнять и принимать на работу сотрудников, если инспектор по кадрам не находится в офисе, где хранить трудовые книжки и кто их может выдавать.
Несмотря на то, что международная компания «Анкор» также перешла на удаленный формат работы, ее деятельность не была приостановлена. На протяжении последних недель специалисты работают практически в круглосуточном режиме. «Наши юристы анализируют законодательные изменения, которые происходят ежедневно. К сожалению, в стране отсутствует единая законодательная платформа, и каждый отдельный региональный субъект сегодня наделен своими правами и полномочиями, в том числе и в части вывода персонала за пределы компании, на дистанционную работу. Если говорить о работе моего подразделения, наши клиенты в данный момент больше нацелены на сохранение существующих штатных единиц, аутсорсинговые форматы работы практически не востребованы. Тем не менее, со многими клиентами мы ведем диалог «на будущее», – рассказывает Юлия Анисимова.
Сейчас постепенно оживают больше финансы, IT-сфера, те, кто неплохо чувствовал себя практически всегда. Вслед за этими секторами идет фармацевтика, которая пытается удержаться на плаву: ее гиганты входят в список компаний, которым разрешено вести свою деятельность во время изоляции. Существует еще один сегмент – компании, которые переходят на новые форматы взаимодействия с клиентами, чтобы сохранить сотрудников. Это ритейл, он практически полностью ушел в онлайн, больший вес на рынке получили службы доставки. Во многих из этих организаций рекрутинговые компании традиционно оказывают аутсорсинговые услуги, отправляя «на передовую» своих сотрудников. По мнению Юлии Анисимовой, работоспособность и физическое состояние этих специалистов зависит в первую очередь от клиентов: «Понятно, что внутренний штат всегда в приоритете. Не стоит ожидать, что к внешним поставщикам будут относиться с равной долей внимания, как к своим сотрудникам. Тем более, когда услуги, такие как секретариат, делопроизводство, архивисты сегодня не столь актуальны. Но наша компания предоставляет еще и услугу офис-менеджмента. Специалисты оказывают ее сегодня в большей мере удаленно, а порой непосредственно на рабочем месте. При необходимости передвижения наших сотрудников в рамках оказания услуг клиенту, мы сами обеспечиваем их пропусками в зависимости от требований локального субъекта права. Находясь в списке системообразующих предприятий, компания «Анкор» имеет право продолжать свою деятельность, она обладает всеми возможностями, чтобы предоставлять клиентам бесперебойный сервис».
По мнению эксперта, наступает период трансформации сферы офис-менеджмента: «Сегодня офис-менеджмент переориентируется на помощь внутренним службам компании: подготовка документов, кризис-менеджмент, содействие командам в режиме самоизоляции и оперативным штабам, которые создаются в компаниях. Сейчас бизнесу в меньшей степени интересны секретари, курьеры, водители с личным автотранспортом. Но ситуация постоянно меняется, и мы живем с чувством толерантности к неопределенности. Что с этим делать? Работать, управлять изменениями, чтобы эффективно и успешно осуществлять свою деятельность», – считает Юлия Анисимова.
Автор текста Татьяна Борисова