Парадокс современной экономики можно описать так: чем глобальнее становится мир, тем большую ценность приобретают уникальные, не похожие ни на что изделия. И то, что раньше было хобби, сегодня может превратиться в успешный бизнес-проект.
Уникальные изделия новосибирского художника – резчика по дереву Василия Дробота известны коллекционерам и ценителям прекрасного на четырех континентах. Описать словами то, что делает Василий, вряд ли возможно. В умелых руках мастера дерево превращается в необыкновенные по красоте саквояжи и сундуки, словно найденные на морском дне и предназначенные для хранения драгоценностей, в изысканные настольные комоды для ювелирных изделий, в сказочную избушку на курьих ножках, которая оказывается баром, и фантазийные футляры для ценных часов. Все эти арт-объекты выполнены из сухостойного сибирского кедра. Как говорится, ни одно живое дерево в процессе работы не пострадало.
В мастерской Василия Дробота пахнет кедром: в углу “отдыхает” древесина, повсюду – необычные по форме коряги. Найти такой материал непросто. Лесники Томской и Кемеровской областей знают, кому отправлять “уснувший” на корню кедр, чтобы он снова возродился.
– Дерево я полюбил тридцать лет назад, когда мне было четырнадцать. Приехал в Новосибирск из поселка Шахта Тогучинского района и поступил в профессионально-техническое училище N 26, окончил его, получив специальность “Резьба по дереву”.
А сейчас уже и училища такого нет, и профессия моя вымирающая, – говорит Василий Дробот.
Его отец, посвятивший себя музыке, поддержал сына в увлечении и подарил ему качественные инструменты. Отцовской стамеской Василий до сих пор пользуется, делает ею финальные штрихи на готовом изделии. Такой инструмент – тоже ценность. После училища был долгий путь к высочайшему мастерству, включая годы работы рядом с именитыми мастерами в Москве.
Вернувшись в Новосибирск, Василий три года преподавал в Институте социальных технологий и реабилитации, созданном при Новосибирском государственном техническом университете.
В числе воспитанников кафедры прикладных искусств – ребята, имеющие проблемы со слухом. В мае следующего года Василий ждет одного из выпускников в своей мастерской, так как требуются квалифицированные помощники.
– Также резчиков по дереву готовят в архитектурно-строительном колледже. Весной четверо учащихся придет к нам на прак-тику, и лучшим мы хотим предоставить рабочие места после окончания учебы, – рассказывает жена мастера и коммерческий директор семейной мастерской Татьяна Новоселова.
Создать полноценную собственную мастерскую получилось только после того, как Василий Дробот получил статус резидента муниципального бизнес-инкубатора. Здесь он работает уже два года.
– Это большое подспорье для начинающих предпринимателей. Чтобы получить статус, нужно предоставить бизнес-план и выиграть конкурс. Став его победителем, мы получили в аренду на льготных условиях просторное помещение. Кроме того, здесь всегда окажут консультационную поддержку, что также немаловажно, – делится опытом Василий.
В ближайших планах – достроить свою мастерскую, где уже готов цокольный этаж для хранения древесины.
И все-таки то, что делает Василий, – штучный товар, на изготовление одного коллекционного экземпляра может уйти до трех месяцев. Поэтому и стоимость таких изделий ручной работы немаленькая, хотя зарубежные мастера оценивают свои работы в разы дороже. Но, в любом случае, доступны эти арт-объекты лишь единицам.
Вот и родилась у Василия и Татьяны идея выпускать экопосуду из сухостойного кедра, выполненную вручную. Почему кедр? У этого дерева красивейший рисунок, неповторимый бисквитно-кремовый оттенок и аромат. Кроме того, кедр обладает дезинфицирующим свойством. После экспериментов пришли к выводу, что самое лучшее покрытие – масло тунгового дерева, известное еще мастерам две тысячи лет назад. Благодаря ему деревянное изделие приобретает водоотталкивающую пленку и может быть использовано многократно.
– Дерево, которое мы используем, не погибает насильно, как в случае вырубки, а засыпает на корню. Кедр имеет свойство сохранять солнечную энергию, – с любовью отзывается о материале, с которым приходится иметь дело, Василий Дробот.
Источник: rg.ru