Уровень интернет-проникновения в России достиг 62%, при этом разрыв между Москвой, Санкт-Петербургом и другими регионами России по-прежнему сохраняется. Это оказывает негативное влияние на интернет-отрасль, а в отдельных сегментах, таких как электронная коммерция, приводит к парадоксальной неэффективности.
Исследование провел один из крупнейших держателей данных об интернет-аудитории на постсоветском пространстве — компания «Яндекс». В нем использовались как собственные данные компании, так и результаты ФОМ, Internet World Stats, TNS Web Index и GfK.
Годовой прирост интернет-пользователей в 2014 году был довольно высок — 6 млн человек, а дневная аудитория увеличилась на 6,7 млн.
Коммерческий директор Rambler & Co Максим Тадевосян считает рост интернет-аудитории в 2014 году в России довольно высоким. «Сейчас развитие широкополосного доступа в интернет происходит в первую за счет малых городов и сельской местности. Разрыв между Москвой и Санкт-Петербургом и провинцией, особенно в области проводного ШПД, сохраняется, но очевидно, что он сокращается. Дальнейший рост интернет-аудитории в России будет происходить именно за счет небольших городов», — говорит Тадевосян.
Интенсивность проникновения широкополосного доступа в регионах России сдерживают также существенные различия в цене и скорости доступа. Цена доступа между Москвой и Дальним Востоком отличается в два раза, при этом пропускная способность на Дальнем Востоке меньше почти в пять раз. За 600 руб. в месяц там можно получить доступ со скоростью 4 Мбит/с, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге за 300 руб. можно рассчитывать на скорость в 15–20 Мбит/с.
По мнению эксперта MForum Analytics Алексея Бойко, разрыв между Россией и странами «большой восьмерки» по уровню проникновения интернета с годами будет сокращаться, но только за счет мобильного ШПД эту проблему решить не удастся, поскольку полный охват услугами 3G/4G в России пока не обеспечивается. Также не слишком высока доля смартфонов в абонентской базе.
«Мобильный интернет все же не является полноценной заменой стационарному, — говорит и Карен Казарян. — Он не подходит для «тяжелого» контента, страдает и продуктивность. Вместе с тем быстро дешевеет оборудование для развертывания ШПД, активно внедряются технологии гигабитного интернета. По сути, все зависит от благоприятного климата для инвесторов и обеспечения возможностей для равной конкурентной борьбы. На Дальнем Востоке вполне возможны совместные проекты с Китаем и Японией — у них есть опыт таких проектов с соседними странами».
В отличие от проводного ШПД, где по соотношению «цена — качество» Москва и Санкт-Петербург вне конкуренции, в области мобильного интернета Московский регион не является лидером и проигрывает по привлекательности предложений Южному, Северо-Кавказскому, Северо-Западному и Приволжскому федеральным округам.
По мнению Алексея Бойко, такое положение вещей носит исторический характер, так как Москва традиционно была самым доходным регионом для операторов мобильной связи, где действовали только два, а затем три федеральных оператора. Низкий уровень конкуренции позволил удерживать высокие цены.
«В регионах цены на услуги мобильной связи сбивали региональные операторы и низкий уровень платежеспособности населения, что и зафиксировало их текущий уровень. Рынок фиксированного ШПД в Москве развивался в условиях высочайшей конкуренции, что и обеспечило те результаты — быстрый доступ за разумные деньги», — говорит Бойко.
Вместе с тем Бойко отметил рост пользователей мобильного интернета с 56% в конце 2013 года до 68% в конце 2014-го. «Каждый следующий процент после 50% дается все с большим трудом и стоит все дороже. Стоимость растет экспоненциально, поэтому в условиях ограниченного охвата населения и ограниченных инвестиций в развитие сетей это — хороший результат», — считает эксперт.