Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Эволюция дистанционной работы

Автор: Елена Белозерова, партнер компании IT CUBE

Опыт работы компании IT CUBE с полностью дистанционным и гибридным форматами начался около десяти лет назад. Елена Белозерова, партнер компании  отмечает, что в 2024 году тенденции в области дистанционной работы в компаниях в России продолжают эволюционировать, адаптируясь к новым вызовам и возможностям.

Бизнес принял гибрид и движется дальше

Большинство компаний, где позволяет род деятельности, выбирают гибридную модель, сочетая удаленную работу с офисной. Такие компании держат фокус на более гибкие, технологически продвинутые и безопасные условия работы, сохраняя свою конкурентоспособность в борьбе за таланты. Продолжается рост вакансий для удаленной работы, особенно в городах-миллионниках, позволяя работникам из различных регионов России работать дистанционно без необходимости переезда. Люди с семейными обязательствами, с определенными особенностями здоровья, а также работники, проживающие далеко от офиса, считают неоспоримым преимуществом возможность работать удаленно.

Формат дистанционной работы — объемная многогранная тема на российском рынке. Каждая индустрия, компания проживают свой сценарий, где «дистанционный авангард» уже прошел через формальное внедрение необходимых документов, политик, процессов несколько лет назад. Освоившись в тогда еще новой реальности, сейчас компании уверенно вносят изменения, продиктованные новшествами российского законодательства. К этой группе осторожно присоединяются более скептично настроенные организации, где сильна культура личного присутствия на рабочем месте и корпоративная среда более консервативна. Безусловно, в ряде компаний в силу рода деятельности удаленная работа невозможна.

Партнеры IT CUBE сопровождают своих клиентов в разноплановых запросах, связанных со всеми фазами существования «дистанционной» жизни компаний. Наблюдения за ландшафтом «дистанционных» рисков формируют области, требующие особого внимания работодателей для минимизации проблем, связанных с неосмотрительными решениями с точки зрения российского законодательства.

Компании, которые только создают платформу, процессы, документы для полноценного существования удаленного формата, должны уделить внимание новым требованиям закона, корректно закрепив их в трудовых договорах, политиках, других документах. Это сохранит в правовом поле жизнеспособность как шагов по внедрению удаленной работы, так и по ее прекращению, если работодатель принял такое решение.

Риски при возвращении сотрудников в офис

Отдельно хочется обратить внимание на ряд вопросов, лежащих на поверхности в теме рисков.

Действующее законодательство требует равного обращения с работниками. В стремлении привлечь дистанционных работников обратно в офис работодатели сформировали широкий список предложений для создания привлекательных условий для офисных работников. Однако при внедрении экономических стимулов для возвращения работников в офис могут возникнуть серьезные риски.

Хочется отметить, что различия в условиях труда, компенсациях и дополнительных льготах между офисными и удаленными работниками могут быть оспорены как дискриминационные. Мы видим такие судебные разбирательства. Особенно чувствительны упомянутые ранее категории работников с ограниченными физическими возможностями, особыми семейными обстоятельствами, географической удаленностью от офисного места работы. Представители профсоюзных организаций также внимательно следят за обоснованностью решений работодателей о возврате дистанционной команды обратно в офис.

Не будем забывать, что не так давно были внесены изменения в Трудовой кодекс, касающиеся дистанционной работы, из которых следует, что работодатель обязан обеспечивать надлежащие условия труда для удаленных работников, включая предоставление необходимых средств для работы (стол, кресло, освещение и т. д.). Корректное оформление документов значительно облегчит диалог в спорных ситуациях между работниками и работодателями.

Возвращение в офис из удаленного или гибридного формата, а также начало внедрения удаленной работы требует совместно проработанных шагов экспертов со стороны юридического и HR-департамента, активного вовлечения руководителей, лидеров мнений.

Рекомендации IT CUBE по адаптации компаний к новым условиям и минимизации юридических рисков:

  • проведение своевременных регулярных аудитов и консультаций с юристами для обеспечения соответствия всех инициатив компании действующему законодательству о труде, защите данных и т. д.;
  • разработка поддерживающих политик и документов;
  • открытое обсуждение с работниками новых инициатив и их целеполагания, получение обратной связи для выявления потенциальных проблем, предметное понимание недовольства работников;
  • обучение, информирование руководителей и работников о правах и обязанностях в сфере труда.

Удаленная и гибридная работа продолжает набирать популярность в России, предоставляя как компаниям, так и работникам значительные преимущества. Важно учитывать как организационные, так и правовые аспекты для успешного внедрения этих форматов работы. Партнеры IT CUBE готовы помочь компаниям минимизировать юридические риски и избежать конфликтов с работниками, обеспечивая стабильное и эффективное функционирование в условиях дистанционной и гибридной реальности.

 

  • 119334, 19333, г. Москва, Университетский проспект, д. 6, корп. 1 .

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Пожалуйста, пройдите опрос журнала «Административный директор», это поможет улучшить нашу работу!
Опрос анонимный и не займет у вас более 2 минут.
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru