Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Закон об удаленке. Как пандемия изменила трудовые отношения

В пандемию многие компании перевели сотрудников на удаленку. По данным Минтруда, сейчас из дома работает почти 3,7 млн человек, некоторые из них не вернутся в офис и после снятия ограничений. Для регулирования ставшего популярным формата занятости приняли закон о дистанционной работе, он вступит в силу с 1 января 2021 года.

Новые правила работы вне офиса

Удаленный формат может быть как временным решением, так и постоянным. В первом случае законодатели установили ограничение — переводить на дистанционку можно будет на срок не более шести месяцев. Для работы из дома потребуется согласие сотрудника, но не всегда. Есть случаи, когда достаточно будет инициативы работодателя, к таким особым обстоятельствам отнесли:

  • катастрофы природного или техногенного характера,
  • производственные аварии и несчастные случаи,
  • пожары, наводнения, землетрясения,
  • эпидемии и эпизоотии.

Если власти в случае чрезвычайной ситуации (ЧС) рекомендуют вводить удаленку, работодатели смогут использовать это как основание для издания соответствующего приказа. Перевод будет правом компаний, обязать их госорганы не смогут, пояснил один из авторов инициативы, депутат Андрей Исаев.

Обмениваться трудовыми документами стороны смогут электронно, но, например, если больничный оформлмен на бумаге, по закону отправить его нужно будет по почте заказным письмом, а не в виде скана.

Какие обязанности возникнут у работодателей при переходе на удаленку:

  • обеспечить сотрудника необходимым оборудованием, возместить расходы связанные с дистанционной работой;
  • не понижать заработную плату, если на удаленке сохраняется прежний объем обязанностей и сотрудник их выполняет;
  • если при ЧС работник не может трудиться из дома (нет оборудования или не позволяет специфика работы), это время считается временем простоя и оплачивается ему.

Сотрудник вправе будет сам определять режим рабочего времени, если компания не установит условия. При этом дистанционного работника невозможно уволить за прогул, но на этот случай введут особые правила. Разорвать договор с удаленщиком можно будет, если он:

  • не выходит на связь более двух рабочих дней подряд без уважительной причины;
  • выбрал дистанционку на постоянной основе, но переехал и уже не может выполнять свои обязанности в полной мере.

В остальном во время работы из дома будут действовать общие нормы Трудового кодекса, например, о праве на неприкосновенность отдыха. Если работодатель привлекает сотрудника сверхурочно, он обязан оплатить ему эти часы согласно ТК РФ.

Опыт компаний: как сейчас устроена удаленка?

Пожалуй, главной задачей для работодателей этой весной было технически организовать удаленку. Кроме покупки компьютеров, компании пробовали разные платформы для проведения конференций, общения и обучения сотрудников. Сейчас эти вопросы у многих решены, но появились новые. Один из главных — выгорание на удаленке и грамотная мотивация коллектива в этих условиях.

“Одним из первых, что мы сделали при переходе на удаленку, — это открыли для всех сотрудников компании еженедельные собрания менеджмента, чтобы каждый мог держать руку на пульсе, понимать свою причастность и вклад в работу, — объясняет директор по организационному развитию HeadHunter Марина Львова. — Вторым этапом был перевод наших обучающих программ в онлайн, также мы пересмотрели образовательный контент с учетом долгосрочной работы в режиме удаленки. Например, сейчас у нас идут курсы для сотрудников по управлению стрессом и нейрографике. Третьим этапом было внедрение развлекательного формата: конкурсов, квизов и даже офлайн-квестов. Весь этот комплекс проектов позволяет нам не снижать эффективность, оставаясь на удаленке уже более полугода, мотивировать коллег и оптимистично смотреть в будущее”.

“Особое внимание мы уделяем адаптации новых сотрудников, — говорит директор по персоналу Yota Екатерина Мельникова. — Сложно почувствовать себя частью коллектива, когда не можешь даже поболтать с коллегами в обеденный перерыв. Чтобы новичок не ощущал себя покинутым, за ним закрепляется своего рода ментор — человек, который ответит на все его вопросы. Чаще всего эту роль выполняет непосредственный руководитель. В первый рабочий день нового сотрудника мы публикуем пост-приветствие, представляем коллег, рассказываем о текущих проектах. При знакомстве мы всегда поддерживаем желание новичков рассказать не только о профессиональных компетенциях, но и о личных характеристиках”.

По оценкам Центра стратегических разработок, порядка 70% компаний нашли в дистанционном режиме новые возможности и готовы сохранить его в будущем. Однако эксперты предупреждают, что полная удаленка снизит эффективность сотрудников, падение результативности у коллег отмечают и сами работники. Среди главных минусов удаленки россияне называют то, что их отвлекают от работы члены семьи. В некоторых компаниях сотрудников с детьми стараются поддержать. Например, Microsoft в России проводят для малышей специальные развивающие занятия.

Автор Евгения Горкунова

Источник: ТАСС

  • 119334, 19333, г. Москва, Университетский проспект, д. 6, корп. 1 .

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Пожалуйста, пройдите опрос журнала «Административный директор», это поможет улучшить нашу работу!
Опрос анонимный и не займет у вас более 2 минут.
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика