Анализ стихотворения жираф гумилева по плану


ФИО полностью : Барабашкина Любовь Ивановна 2. Место работы: МБОУ «Черемшанский лицей» 3. Тема и номер урока в теме: « Мир образов Николая Гумилева. Базовый учебник: Русская литература XX века: Учебник для 11 класса в 2 ч. Зинин —М: «Русское слово», 2010. Цель урока: дать представление о личности и поэзии Гумилёва; закрепить понятие об акмеизме. Тип урока: объяснение нового материала 11. Формы работы учащихся: групповая, исследовательская 12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись. Структура и ход урока Таблица 1. Гумилёва, сборники его стихов; презентация «Воин, поэт, путешественник» Методические приёмы: беседа по теории литературы, лекция учителя. Эпиграф урока: Вот рай, пропитанный звучаньем и тоской, Не рай, так подступы к нему, периферия Той дивной местности, Той почвы колдовской, Где пятая откроется стихия. Что у них общего? Гумилёв — поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинён в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян. Сообщение заранее подготовившегося ученика о биографии Учился в Тифлисе и в Царском Селе в гимназии, где директором был поэт Ин. Не случайно, что, ещё будучи в стенах Царскосельской гимназии, в 1905 г. Эту книгу подарил Ин. Кстати, в этой книге уже есть стихи, посвящённые Анне Горенко, с которой к тому времени он уже дружил 2 года. Брюсов печатно откликнулся на эту книгу и пригласил Гумилёва к сотрудничеству в журнал «Весы». Восторженное воспевание опасности, борьбы и «края бездны» стало неизменным свойством поэзии Гумилёва. Волевая целеустремлённость натуры сказалась и в неустанной работе над стихом. Слушал лекции в Париже, в Сорбонне в 1906 г. Брюсовым, избранным в учителя известно 70 писем Гумилёва Брюсову. Издавал там собственный журнал «Сириус», готовил новую кн. «Романтические цветы» слайд 7посвящённую Анне Андреевне, вышла в январе 1908 г. Со страниц книги взирали на читателей экзотические ягуары, львы, жирафы, «Орёл Синдбада» и т. Видны черты поэтического мира Гумилёва: - подчёркнутая отчуждённость от пошлой современности, - влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, - напряжённый и звучный стих. И одновременно — очередной отказ Анны Андреевны стать женой дважды он пытался покончить с собой из-за этих отказов. Путешествовал 6 недель по странам Африки в сентябре 1908 г. В ней исследуется мир души; философская струя в ней выше: «Волшебная скрипка», «Христос», «Завещание», «Ворота рая». «Капитаны» давали понять, что перед читателями новый Гумилёв. К тому времени отшумели дискуссии о судьбе символизма. Гумилёв создаёт ц е х, уверенный в том, что стихи может писать любой, если его этому обучить. В «Цехе поэтов» было 26 представителей разных направлений. Гумилёв взял бразды правления в свои руки, разделив членов нового сообщества на «мастеров», «синдиков» и «подмастерьев», которые должны работать над вещью по заданию «мастера». Понятное дело, далеко не всем нравились такие порядки. И поэтому многие предпочли своевременно покинуть «Цех». При «Цехе» было создано издательство «Гиперборей». Читателю было явлено высокое самостоятельное мастерство. Коллекция, привезённая им и его племянником Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на 2-м месте после коллекции Миклухо-Маклая. Уйдя в 1914 г. Ему было не просто попасть на войну. Ещё в 1907 г. Но спустя 24 дня после начала войны он добился разрешения стрелять с левого плеча, был записан добровольцем в кавалерию и даже за отдельную плату, помимо общего курса, брал уроки фехтования. Так начала реализовываться 3-я ипостась этого человека, о котором привыкли потом говорить: поэт, путешественник, воин. В «Аполлоне» перестали появляться его знаменитые «письма о русской поэзии». В мае 1917 г. Тяжело пережил распад 1-й семьи, но напряжённейшая творческая работа помогла залечить душевную рану. «Костёр» - 1918, «Шатёр», «Огненный столп» - 1921. Поразительное предсказание Гумилёва «своей необычной смерти»: И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще — подтвердилось. Ныне стало известно, что основанием для обвинения «послужили никем не проверенные и не доказанные показания одного человека». Не было заговора учёных, не было участия в нём выдающегося поэта. Это был трагический день «чёрного месяца русской поэзии» Иванов Вместе с Сергеем Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилёва часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая — природа искусство Африки, реалии Первой мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печатные, а порой трагические настроения поэзии Гумилёва. В своём художественном воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: Китай, Индия, Африка, океанские просторы; античный мир, рыцарская эпоха, вре5мя великих географических открытий. Уже в ранних стихах проявляется романтическое и мужественное стремление к мечте, причём не утопической, а вполне достижимой. Романтика и героика — основа и особенность мироощущения Гумилёва, его реакция на «обыкновенное» в жизни. Чтение и анализ стихотворений. Всё это сказочное описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «Весёлые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одиночество и отчуждённость героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание 1-й строфы, но уже почти безнадёжно: последние 2 строки. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенное для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины. Этому преображению помогают красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы»; - сравнения: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподоблен радостному птичьему полёту. Романтические мечты получили развитие в сборнике «Жемчуга». Акцент сделан на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Название сборника отсылает к строчкам о недостижимой стране грёз. Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны, И светят в прозрачной воде жемчуга. Читаем и анализируем стихотворение из цикла «Капитаны» 1909. Стихотворение имеет яркую романтическую окраску, отличается сочностью цветописи: «зелёные зыби», «жемчужные скалы», «золото с кружев», «розоватых брабантских манжет» - выраженной инструментовкой на шипящие и свистящие «ж», «з», «ч», «ч», «ш» в сочетании с сонорными «р», «м» и звонкими губными «б», что передаёт музыку разгулявшейся морской стихии и придаёт энергию и мужественность стиху. Речь идёт не о каких-то реальных людях, а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Обобщённость достигается, во-первых, описанием «разбросанного» по миру места действия: 1-я строфа. Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружевах манжет. Эти детали носят декоративный, театральный характер разорванная карта, трость, пистолет. Обобщённость вырисовывается просто из синтаксической конструкции, требующей единственного числа в придаточном предложении с союзным словом «кто»: 2-я строфа. Далее в 3-х строфах действует этот эффект, позволяющий увидеть обобщённый образ героя. Мужественный характер, решительность, дерзость, уверенность — идеал самого поэта, увлекавшегося сильными героями Киплинга. Поэтому он прославляет отважных людей, из которых Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернёт паруса. «Жемчуга» с 1912 по 1921 г. Каждая — глубокое описание утончённых сфер духовной жизни, творчества. Предсмертная книга «Огненный столп» - вершина поэзии Гумилёва — насыщена этими мотивами. Чтение и анализ стихотворения «Шестое чувство». В нём в сжатой, выразительной, энергичной форме отразились настроения современников Гумилёва, надежды на прорыв человека в неизведанное. Лирическое «мы» объединяет людей в этих надеждах. Привычные ценности - «взлюбленное вино», «добрый хлеб», женщина — прекрасны. Но есть то, что нельзя «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать», что нельзя удержать и ощутить до конца: «розовая заря над холодеющими небесами», «бессмертные стихи». Для этого нужен какой-то другой орган, какое-то «шестое чувство». И если не природа, то искусство призвано дать изнемогающей плоти человека, его духу возможность, пусть пройдя через муки, почувствовать запредельное: Так век за веком — скоро ли Господь? Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили Гумилев необыкновенно «расширил наш мир познания неизведанного». Выучить наизусть раннее стихотворение Гумилева, сделать письменный его разбор.

Смотрите также:



Коментарии: