Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Высокое искусство в офисном интерьере

Крупные корпорации во всем мире, особенно финансовые учреждения, не всегда думают только о получении сиюминутной прибыли. UniCredit Bank, Deutsche Bank, Chase Manhattan Bank, Lufthansa, Pepsi-Cola, Warner Brothers и многие другие компании, как западные, так теперь и наши, российские, поддерживают искусство: собирают собственную арт-коллекцию, сотрудничают с музеями и галереями по всему миру, оказывают содействие художникам. Как говорят банкиры, причины просты: искусство созидает, искусство задает вопросы, искусство расширяет границы.

Инспекция Медицинская герменевтика (Сергей Ануфриев, Владимир Федоров, Павел Пепперштейн), Театральный шепот 1992 г. DБ

Художественное вдохновение открывает новые перспективы и позволяет создавать уникальное и инновационное – подход, от которого выигрывают как бизнес, так и общество.

Безусловно, большие, грамотно собранные коллекции имеют тенденцию еще и расти в цене, однако компании, вовлеченные в диалог с искусством, под словосочетанием инвестиции в искусство прежде всего понимают его поддержку и развитие, а не финансовую выгоду.

Корпоративная коллекция – залог успеха

Искусствовед, куратор и консультант нескольких корпоративных коллекций Москвы Георгий Никич рассказал любопытную историю о том, как эта западная тенденция пустила корни в России. В начале 1990-х годов директор «Инкомбанка» в Самаре вел в Нью-Йорке переговоры с представителем американского банка. Разговор явно не клеился, а доверие к банку из России было почти нулевым. Тоненький отчет, который демонстрировал американскому коллеге российский банкир, был ему явно неинтересен, и тот скорее из уважения продолжал его листать, желая поскорее дойти до последней страницы, распрощаться с гостем и забыть об этой встрече. Но на последней странице американец увидел снимки четырех картин и впервые за все время застыл, внимательно вглядываясь в репродукции. А затем спросил: «Вы что, искусство собираете?» и, услышав утвердительный ответ, полностью изменил свое мнение о госте, что в дальнейшем сыграло для «Инкомбанка» важную роль. У американца сразу же сложился пазл: занятия искусством свидетельствуют об уровне культуры, который следует за определенной степенью обогащения, а значит, с представителем такого банка уже можно беседовать о бизнесе. Директор «Инкомбанка» в Самаре уверен, что контракт был подписан во многом благодаря фрагменту банковского отчета, посвященному корпоративному собирательству.

Если углубиться в историю, именно в США впервые начали создавать корпоративные коллекции. И пионером в этой области стала компания IBM, увидевшая в коллекционировании предметов искусства большой потенциал. Помимо престижа и долгосрочной инвестиции картины могут выполнять и вполне прикладные функции: например, исправлять некоторые архитектурные недостатки, преображать обстановку, делая из безликих кабинетов и коридоров яркие и богатые помещения. Как говорят специалисты, корпоративная коллекция – это способ разделить с сотрудниками единые корпоративные ценности компании, поскольку собранные предметы искусства находятся совсем рядом, в офисах.

Правда, в некоторых случаях без приказа сверху не обходится. Георгий Никич рассказывает, что в компании «Микроинформ» не сразу удалось убедить коллег в том, что украшать стены в кабинетах дешевыми плакатами, календарями и фотографиями примитивно. Пришлось даже издать соответствующее распоряжение-запрет. И следом с помощью эксперта подбирать и заказывать для всего здания художественную коллекцию. Эффект превзошел все ожидания: коллеги вначале признали, что выглядит все не так уж плохо, затем отметили, как позитивно реагируют на наличие в офисе картин иностранцы, и поняли, что руководитель компании человек дальновидный. Особенно это стало заметно после выпуска календарей с работами художников из корпоративной коллекции. Одно дело, когда в календаре печатают, скажем, чужого Айвазовского, а другое – Айвазовского из корпоративной коллекции. А если это еще и календарь с репродукциями картин целого собрания, то, во-первых, он показывает, что у компании есть что-то уникальное, а во-вторых, демонстрирует причастность к мировому банковскому сообществу.

А еще корпоративная коллекция – это эффективный PR-инструмент. Помимо выпуска персональных корпоративных календарей компания может предоставлять свои предметы искусства для выставок, организовывать собственные экспозиции и даже создавать выставочные помещения под собственной маркой.

 Картины для ценителей искусства

Сегодня корпоративные коллекции имеются во многих банках и корпорациях России. Одно из таких финансовых учреждений – «ЮниКредит Банк». В нем знают цену искусству. С 1993 года специальным проектом банка является художественное собрание работ русских художников 1920–1930-х годов.

«Особое внимание к этому пласту российской культуры объясняется этической значимостью искусства, родившегося в диалоге с авангардом, и особой ролью, которую оно сыграло и продолжает играть в России, – рассказал «Административному директору» искусствовед, куратор российской художественной коллекции «ЮниКредит Банка» Александр Балашов. – Искусство 1920–1930-х годов – это период, наступивший после великого русского авангарда, ставший альтернативой соцреализму. Интерес к этому времени, которое до сих пор недостаточно известно широкому кругу зрителей, появился в 1980-е годы. Инвестиционная привлекательность его очень высока, но путь еще очень долог. Рынок этого периода сейчас находится, можно сказать, в зачаточном состоянии. Но такой период позволяет получить беспрецедентный провенанс – картины выкупаются у наследников художников или из тех коллекций, куда работы попали непосредственно от самих художников и их семей. Это искусство «героических одиночек», которые не боялись иметь свою точку зрения и искать независимый путь в искусстве в то время, когда много проще было оставаться исполнителем официального государственного заказа».

Искусствовед, куратор российской художественной коллекции «ЮниКредит Банка» Александр Балашов.

Свою коллекцию «ЮниКредит Банк» начал собирать больше 20 лет назад, как это часто бывает, для украшения помещений нового, только что построенного центрального офиса на Пречистенской набережной. У руководства банка, который в тот время назывался «Международным московским банком» (ММБ), была непростая задача – выбрать, в каком направлении формировать коллекцию, и в итоге большинство голосов было отдано в пользу независимой живописи 1920–1930-х годов.

Лучшие работы из коллекции и сейчас украшают головной офис «ЮниКредит Банка» в Москве. В коллекции хранятся работы представителей русского поставангарда Даниила Черкеса, Леонида Зусмана, Ростислава Барто, Надежды Удальцовой, Антонины Софроновой и других художников. Среди наиболее ценных шедевров: «Сон» Леонида Чупятова, «Пейзаж с железнодорожным мостом» и «В горах Армении» Александра Древина, а также редкая работа Надежды Удальцовой «Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем», вариант которой хранится в Третьяковской галерее в Москве.

После присоединения ММБ к финансовой группе UniCredit, коллекция российского банка стала полноправной частью одной из самых больших и значимых корпоративных коллекций в Европе, знаменитого арт-собрания UniCredit, которое насчитывает порядка 65 тысяч экспонатов, среди которых произведения античного искусства, шедевры таких мастеров, как Тинторетто, Гойя и Давид, а также обширная коллекция произведений современных художников и собрание более 4000 исторических и современных фотографий.

«Поддержка изобразительного искусства – один из наиболее важных аспектов социальной ответственности UniCredit. В каждой из стран своего присутствия группа продвигает ряд инициатив, посвященных сохранению культурного наследия. Сама коллекция представляет особую ценность еще и потому, что объединяет художественные коллекции банков, в разное время ставших частью группы. Таким образом, она является корпоративным художественным наследием, отражающим исторические моменты развития UniCredit. Около 25 тысяч работ принадлежат головной итальянской компании UniCredit, около 10 тысяч – австрийскому банку Bank Austria, 20 тысяч произведений находятся в коллекции немецкого банка HypoVereinsbank, – рассказывает руководитель пресс-службы «ЮниКредит Банка» Елена Курепина. – Для нас очень важно, что корпоративная коллекция «ЮниКредит Банка», с одной стороны, является частью глобальной художественной коллекции группы UniCredit, а с другой – развивается достаточно самостоятельно, поскольку практически полностью посвящена русскому поставангарду».

Стоит отметить, что в центральном офисе банка на Пречистенской набережной, где размещено большинство работ, главные зрители коллекции – сотрудники, корпоративные клиенты и партнеры банка. В банке рассказывают, что условия хранения и безопасности картин максимально приближены к музейным нормам, но создать, например, особую температуру хранения и режим влажности технически не представляется возможным.

«Мы регулярно проводим выставки картин из нашей коллекции, некоторые работы предоставляем для экспонирования в рамках других выставочных проектов, а в 2013 году впервые наши самые новые приобретения можно было увидеть в отделении банка. Клиенты офиса «ЮниКредит Банка» на Большой Грузинской вместе с финансовыми услугами получили небольшой обзор творчества Арсения Леонидовича Шульца и других художников. Во время экскурсий клиенты говорили, что открыли для себя новые имена и новое искусство, которое раньше не замечали в музеях, а сотрудники отметили на рабочем месте особую, праздничную атмосферу», – говорит Александр Балашов.

 

Работы из коллекции «ЮниКредит Банка» регулярно экспонируются в рамках различных выставочных проектов в Москве:

  • В 2008 году, в рамках празднования 20-летия «ЮниКредит Банка», была организована выставка работ русской коллекции «20 ярких русских лет. Русское искусство 1920–1930-х годов из собрания «ЮниКредит Банка» и частных коллекций».
  • В 2011 году «ЮниКредит Банк» впервые провел выставку «Люди и Город» в Центре современного искусства ВИНЗАВОД. На выставке российской публике впервые были представлены лучшие работы из художественной коллекции UniCredit.
  • В 2013 году впервые в отделении банка на Большой Грузинской прошла выставка «Русское искусство 1920–1930-х годов из собрания «ЮниКредит Банка». Новые приобретения». Все желающие в течение октября и ноября могли познакомиться с новыми картинами, которые в 2012–2013 годах стали частью собрания банка. Это работы таких художников, как Борис Петрович Чернышев (1906–1969), Федор Васильевич Семенов-Амурский (1902–1980), Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905–1993), Арсений Леонидович Шульц (1910–1976), Григорий Васильевич Костюхин (1907–1991), Мария Борисовна Казанская (1914–1942) и Владимир Львович Храковский (1894–1984).

 

В банке подчеркивают, что коллекцию никогда не рассматривали с инвестиционной точки зрения. «Здесь речь идет в большей степени о корпоративной и социальной ответственности финансовой организаций», – говорят там.

«Наше внимание к искусству 1920–1930-х годов продиктовано пониманием огромной культурной значимости для настоящего времени свободного искусства этой эпохи, – поясняет позицию банка искусствовед Александр Балашов. – Мы стремимся расширить и, возможно, изменить популярные представления о русском искусстве прошлого века. В этом особенность собрания «ЮниКредит Банка». Каждая новая работа обсуждается на Попечительском совете под руководством председателя правления банка, мы стремимся, чтобы художественное собрание развивалось за счет работ именно тех художников, которые очень гармонично вписываются в его концепцию. Уверен, что культурные инициативы закладывают основы устойчивого экономического и социального развития общества, способствуют развитию диалога, социальному сплочению, возникновению и распространению новых идей и, соответственно, инновациям и прогрессу».

 Союз российских и немецких художников

Дмитрий Агишев, руководитель департамента связей с общественностью и корпоративных отношений Deutsche Bank, пришел работать в компанию девять лет назад и до сих пор помнит, как на собеседовании в переговорной увидел картину. Это в какой-то степени определило его дальнейшие интересы и должность в компании.

«Коммерческая компания является частью общества, – считает Дмитрий Агишев, – а поддержка искусства – это часть программы корпоративной социальной ответственности банка».

Хотя Deutsche Bank собирает произведения искусства с конца 1940-х годов, история банковской коллекции как таковой началась более 30 лет назад, когда по инициативе президента банка Герберта Цаппа стали приобретать произведения современных немецких художников и вывешивать их на стенах своих офисов. По предложению президента Цаппа все этажи новой штаб-квартиры банка во Франкфурте-на-Майне получили имена немецких художников, там же были вывешены и их работы. В то время такая идея – картины не только в кабинетах начальников, но и в коридорах, и в рабочих помещениях офиса – была революционной.

«Ее и можно считать рождением концепции «Искусство на рабочем месте», – говорит Дмитрий Агишев. – В соответствии с этим лозунгом Deutsche Bank предоставляет своим сотрудникам, клиентам и широкой публике доступ к современному искусству посредством своей коллекции в офисах банка и на международных выставках».

Катарина Зифердинг, без названия, 1998 г., трафаретная печать на картоне, из двух частей ДБ

Сегодня коллекция Deutsche Bank включает около 60 тысяч экспонатов и считается одной из самых крупных в мире, а также наиболее значимой среди собраний рисунков и фотографий художников, работавших после 1945 года. Со временем география художников расширилась от немецкоговорящего мира до молодых представителей современной арт-сцены из Азии, Латинской Америки и Африки. Работы из коллекции банка представлены в офисных помещениях этого финансового учреждения в таких мировых международных центрах, как Гонконг, Лондон, Нью-Йорк и Москва, а также в некоторых музеях, например, в музее «Штедель» во Франкфурте-на-Майне.

«Для нас концепция «Искусство на рабочем месте» – неотъемлемая часть программы корпоративной социальной ответственности банка, – продолжает Дмитрий Агишев. – Искусство вдохновляет людей, открывает новые горизонты и тем самым предоставляет им возможность находить нестандартные и новаторские решения. Именно поэтому поддержка искусства является одним из главных приоритетов культурной деятельности Deutsche Bank уже более 30 лет».

В офисах Deutsche Bank в Москве и Санкт-Петербурге экспонируются и хранятся около 200 картин коллекции. Осенью 2011 года Российский центр разработки Deutsche Bank переехал в свой новый офис в московском бизнес-центре «Нордстар Тауэр», что поставило вопрос приобретения новых работ. Дизайн-концепция офиса – «Числа правят миром» (Пифагор) – была дополнена художественной концепцией, связывающей российских и немецких художников. Произведения известных современных художников, таких как Илья Кабаков и Андрей Ройтер, вступают в диалог с работами избранных немецких художников, например, Розмари Трокель, Ими Кнобель и Гюнтера Форга. Как говорит эксперт, часть коллекции, представленная в этом офисе, уделяет особое внимание молодым российским художникам. Для московского проекта были приобретены произведения многообещающих российских художников, таких как Валерий Чтак, Маргарита Федина, Таня Хэнгстлер, Диана Мачулина, Устина Яковлева, которые придают логическую завершенность собранию выставленных произведений искусства.

 

Начиная с 1983 года Deutsche Bank организовал 130 выставок, включая выставку в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом году банк открыл собственную галерею искусства в Берлине. Deutsche Bank издает арт-календарь, выпускает журнал об искусстве. На его бумажную версию подписано 25 тысяч человек, на онлайн-версию – 330 тысяч.

 

«Как выбираются картины? Отбором в коллекцию занимается специальный художественный департамент Deutsche Bank. Нам также помогают пять знаменитых на весь мир арт-кураторов, работающих на добровольных началах, каждый из которых специалист по искусству того или иного региона земного шара, – поясняет принцип покупки произведений Дмитрий Агишев. – Наиболее ценные и интересные работы мы, естественно, стремимся показать в клиентской зоне. При развеске учитываются такие факторы, как размер работ, освещенность помещения. Кроме того, арт-концепция иногда предполагает и особый порядок представления картин. Хочу отметить, что наши картины обрамляются специальным образом: стекло с УФ-фильтром, паспарту из некислотного картона, белая рама, подложка из плотного картона, фетровые или силиконовые бамперы для обеспечения проникновения воздуха между картиной и стеной. Если необходимо, работы с течением времени реставрируются. И, естественно, все помещения, где присутствуют работы из коллекции, охраняются».

 Вложение в будущее

О стоимости картин из корпоративных коллекций банки предпочитают не говорить. В то же время куратор и консультант Георгий Никич утверждает, что с каждым годом заметно возрастает готовность платить за искусство. Еще несколько лет назад корпорации в лице ответственных лиц считали, что одна-две тысячи долларов за картину – это большая сумма для вложений в изобразительное искусство, затем планка поднялась до 2–5 тысяч, дальше – до 20 тысяч за картину. Сегодня уже пройден рубеж в 150 тысяч долларов, но и это не предел.

По мнению эксперта, в перспективе картины в корпоративную коллекцию будут покупаться и за миллион долларов. Речь уже пойдет не о русских художниках, а скорее о западных. И процесс этот будет называться интернационализацией – только так, в интернациональном контексте, можно понять и оценить собственное, национальное искусство. Георгий Никич искренне удивлен тем, что в российских корпоративных коллекциях до сих пор не появилось значительных произведений Поля Сезанна и Амадео Модильяни, Огюста Ренуара и Эдгара Дега, Пабло Пикассо и Анри Матисса, не говоря уже о классиках послевоенного периода. Разве что банком «Московия» были приобретены четыре шелкографии Энди Уорхола.

Но что интересно, с ценами на произведения живущих и притом не старых иностранных художников тоже, оказывается, происходят метаморфозы. В 1960 году в знаменитой галерее Лео Кастелли за 3150 долларов была продана картина молодого художника Джаспера Джонса «Фальстарт». В 1973 году «Фальстарт» был перепродан владельцем за миллион долларов. А в 1988 году на аукционе Sotheby’s эта картина была куплена уже за 17 миллионов долларов. Так что даже очень недорогая работа, приобретенная в корпоративную коллекцию, с годами сможет не только приносить эстетическое удовольствие, но сыграть важную роль в спасении пошатнувшегося бизнеса.

Автор: Алексей Стефанов

 

  • 119146 Москва, Комсомольский пр-т, д. 28, Коворкинг Центр «Деловар». Для ООО «Администрация» (журнал «Администратинвый директор».

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Как Вам новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика