Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Воровство по мелочам

С проблемой офисного воровства сталкивается практически каждая компания: и малый, и крупный бизнес в той или иной степени страдают от краж. Своровать можно многое: продукцию фирмы и клиентскую базу, материальные ценности и финансовые ресурсы, рабочее время и информацию. Сотрудники воруют и масштабно, и по мелочи, унося домой туалетную бумагу и растворимый кофе.

Можно ли остановить офисных несунов? Некоторые воры проявляют смекалку: например, заменяют процессор рабочего компьютера менее мощным и современным. Некоторые ничего не боятся и берут не принадлежащее им практически на глазах у коллег и руководства. Канцтовары, оргтехника, картины и растения, электронные носители информации, бумага… На первый взгляд, это незначительные потери, но при пересчете на рубли оказывается, что воровство ежегодно обходится собственникам в кругленькую сумму.

воровство в офисе
Воровство в цифрах:

‒ около 40% менеджеров по персоналу увольняли сотрудников за воровство;

‒ почти 60% сотрудников используют офисные принадлежности в личных целях;

‒ более 70% сотрудников уносят канцтовары домой;

‒ менее 1% офисных воришек, пойманных с поличным, были наказаны;

‒ 80% компаний признаются, что страдают от хищений;

‒ ежегодно количество краж в офисе возрастает более чем на 10%.
Как предотвратить воровство?

1. Коллективная ответственность.

Всем сотрудникам сообщается, что в связи с обнаружением факта воровства, руководство компании лишает весь коллектив премии или бонуса. Этот способ хорош тем, что, во-первых, позиция руководства становится ясной и однозначной, во-вторых, вор воспринимается коллективом как изгой, виноватый и может быть вытеснен из коллектива самими сотрудниками.

2. Система штрафов.

Этот способ широко распространен на производстве: если ценный сотрудник пойман на воровстве, а увольнение и поиск нового обойдутся компании втридорога, принимается решение оштрафовать провинившегося. Минус этого способа в том, что сотрудники продолжают воровать, но только более ловко и осторожно. Да и сам штраф надо правильно юридически оформить.

3. Отсев потенциальных воров на стадии подбора персонала.

Рассмотрите возможность использования на собеседовании психологического тестирования, а также детектора лжи. Возможно, компания созрела для создания внутренней службы безопасности.

4. Установка систем слежения.

Секретная видеокамера поможет отловить офисных воришек. В некоторых компаниях только сообщают сотрудникам о наличии видеокамер, но не устанавливают их. В результате получается двойная экономия: на оборудовании как таковом и за счет сокращения числа краж.

5. Провокации.

После установки камер слежения некоторые компании устраивают провокации, чтобы вычислить потенциальных воров. Сюжет провокации стандартен: в офисе оставляется кошелек, крупная купюра, ценные вещи. Камера слежения фиксирует нарушение. Порой провокации устраиваются еще на этапе собеседования в помещении, где оно проходит. Иногда кандидату дают дорогую ручку и следят за ее судьбой.

6. Показательные наказания.

В случае если выявлен факт воровства, компания распространяет об этом информацию среди сотрудников с указанием выбранной меры пресечения, вплоть до суда, даже в отношении мелкого воровства.

 

Увольнение профессионала

Вопрос о санкциях за воровство встает особенно остро тогда, когда касается проступка особо ценного сотрудника. Стоит ли увольнять проверенного, профессионального водителя генерального директора, если стало известно, что он использует служебный автомобиль в личных целях и регулярно сливает бензин?

«В таких случаях гораздо важнее не знание правильного ответа, а осознанное понимание последствий каждого из возможных решений. Тогда будет принято именно то решение, которое окажется наилучшим для данной компании в данное время. Именно оно и станет правильным», ‒ уверен консультант по корпоративной культуре Данила Демин. Проанализируйте и взвесьте все за и против, трезво оцените расклад сил извне, со стороны. Представьте, что это к вам обратились за советом в подобной ситуации. Чтобы вы порекомендовали? Почему? Ответы на эти вопросы помогут вам принять взвешенное решение и отстраниться от раздражения, гнева, эмоций, которые в таких ситуациях неизбежны.

Кроме того, полезно сначала определить свое личное ценностное отношение к воровству и, уже исходя из этого, действовать. «Если для вас воровство является недопустимым ни при каких обстоятельствах, вы расстанетесь с любым сотрудником, уличенным в этом, каким бы ценным специалистом он ни был», ‒ продолжает Демин. Если же отношение собственника или топ-менеджмента другое, более лояльное или попустительское, варианты могут быть разными, более ситуативными.

 

Рекомендации

1. Создайте и внедрите четкую, детальную и документально зафиксированную политику компании по вопросу воровства.

2. Помните, что воровство редко бывает единичным, скорее всего, установленный факт воровства ‒ только верхушка айсберга, и в компании не все идет гладко.

3. Изучите документооборот и систему управленческого контроля над расходами: возможно, в нем есть лазейки для воров.

4. Проанализируйте, кто мог покрывать вора.

5. Информируйте всех заинтересованных лиц о том, что произошло. Непосредственный руководитель вора имеет право знать, что в его подчинении работает нечестный человек. Директор по персоналу также должен знать о том, что его методы подбора сотрудников не срабатывают.

6. Помните, что 20% усилий дают 80% результата. Оцените потери компании на воровстве в конкретных цифрах и только потом решайте, с каким именно воровством надо бороться в первую очередь. Рассматривайте каждый случай в индивидуальном порядке: еще ни одна компания не разорилась из-за кражи чайных пакетиков.

 

Говорить или молчать?

Воровство в офисе, особенно воровство по мелочи часто сопровождает завеса молчания: говорить о таком многим кажется постыдным, унизительным. Тем не менее политика замалчивания часто поощряет отклоняющееся от нормы поведение. Ворующие сотрудники воспринимают молчание руководства как согласие, по аналогии ‒ «то, что не запрещено, разрешено». Таким образом, отсутствие огласки случаев воровства часто косвенно провоцирует и поощряет нечестное поведение.

Огласить позицию компании по поводу воровства можно разными способами. Иногда достаточно просто сообщить всем сотрудникам о том, что в компании обнаружены или участились случаи воровства, что руководство принимает серьезные меры по его пресечению и предотвращению. Сотруднику, который не гнушается прихватить домой канцелярку, необходимо сделать предупреждение. Полезным бывает ужесточить контроль над расходами посредством временной тщательной проверки внутренней отчетности.

 

Почему они воруют?

«На протяжении более 70 лет в нашей стране воспитывалось глубокое неуважение к частной собственности. Выросло несколько поколений людей с таким отношением к чужому, ‒ говорит Данила Демин. ‒ Убрать такой след в психике очень и очень непросто. Воровство не считается чем-то предосудительным ни среди бедных, ни среди богатых. Например, не платить налоги означает воровать у государства, тем не менее эта практика широко распространена и в малом, и в крупном бизнесе».

Если в компании используются нелегальные способы ухода от налогов, «серые» зарплатные схемы, рядовые сотрудники часто об этом догадываются. В компании такие практики воспринимаются как сигнал: «И топ-менеджмент, и менеджмент среднего звена ворует». Далее срабатывают законы социальной психологии: если собственники и государство разрешают такое поведение, почему бы и нам не вести себя подобным образом?

В таких компаниях бороться с воровством по мелочи крайне сложно, и иногда руководство предпочитает считать его неизбежным злом и закрывать на это глаза. Другие фирмы выбирают прямо противоположный вариант: жесткое и бескомпромиссное пресечение с увольнением и угрозой распространения информации о недобросовестности сотрудника. В последнем случае всегда существует риск, что сотрудник тоже решит обнародовать «преступления» руководства.

По мнению Александра Голубенко, HR-практика, существует четыре основных причины воровства в офисе:

1. Привычка: социалистическое прошлое, где все было общим, а потому ничьим, по-прежнему дает о себе знать. Воровство не воспринимается как грех, как проступок.

2. Для мелких нужд: воровство вещей с низкой себестоимостью воспринимается как «не украл, а позаимствовал или взял попользоваться».

3. Месть: обиженный сотрудник или сотрудник, считающий, что ему недоплачивают, ворует, чтобы «восстановить справедливость» или «наказать работодателя».

4. Желание обогащения: воровство с целью последующей перепродажи.

 

Автор : Екатерина Моисеева, психолог

2012 г.

 

Мнения экспертов

Павел Волков, административный директор DHLRussia

Лет десять назад мы в офисе столкнулись с пропажей жидкого мыла из диспенсеров. Кто-то его сливал. Пустили по офису слух, что будут выборочные обыски на выходе, и пропажи сразу прекратились. Обычно бывает достаточно напомнить людям о возможных негативных последствиях их действий. Один мой коллега в шутку, но с серьезным лицом предупредил сотрудников о предстоящем завтра исследовании на полиграфе (детектор лжи), после чего у него на столе лежали пять заявлений об увольнении по собственному желанию.

 

Юрий Балонушков, руководитель охранной компании Латвии «Кобленц Дрошиба»

В наше время мелкие кражи в офисах уже не так актуальны. Ну что можно там взять – чай, кофе? Маловероятно, что кто-то посмеет на глазах у коллег вынести компьютер или другую офисную технику. А вот утечка информации, которая может привести к краже, ‒ тема актуальная. Недавно у нашего клиента был случай: компания только-только закупила ноутбуки, их доставили в офис, и уже через пару суток ночью в здание проникли воры и украли компьютеры. В том, что преступники действовали по наводке, нет никаких сомнений. Кто-то из сотрудников компании просто «слил» информацию.

Был и другой случай: воры также проникли ночью в офис и за считаные минуты, зная оригинальный код, открыли сейф, откуда похитили все деньги. Снова преступники работали, получив информацию от сотрудника компании.

Поэтому сегодня важнее обращать внимание не на клептоманов, а на людей с пятнами в биографии. Для этого служба безопасности компании должна перед приемом сотрудника на работу изучить всю информацию о нем. В некоторых случаях есть смысл следить за перепиской клерков в электронной почте, скайпе, за общением в социальных сетях. Можно устанавливать в офисе камеры видеонаблюдения, но в таком случае, во-первых, по закону необходимо везде указывать, что ведется видеонаблюдение, а во-вторых, клерки будут чувствовать себя на рабочем месте не очень уютно, испытывать дискомфорт.

Что делать с сотрудниками, если они были пойманы на воровстве? Мое четкое убеждение – увольнять! Никаких нравоучений, никакого перевоспитания. Исключение может быть сделано только в том случае, если провинившийся клерк – очень ценный сотрудник. Хотя если он на самом деле хороший специалист, то зарплата у него наверняка высокая и воровать ему нет никакого смысла. Скорее это относится к людям, которые мало получают.

 

Законна ли установка камер видеонаблюдения в офисе?

Эксперт юрист Лариса Матвиенко

Любые формы наблюдения за сотрудниками без их предварительного оповещения незаконны. По закону (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) каждый из нас имеет право на неприкосновенность частной жизни. Информацию о ней нельзя собирать, хранить, использовать и распространять без согласия человека (ч. 1 ст. 24 Конституции). Но многие руководители, устанавливая камеры в офисах, часто не спрашивают согласия сотрудников или вообще не ставят их в известность. Это противоречит статье 21 Трудового кодекса РФ, в которой написано, что работник имеет право на полную информацию об условиях и охране труда на рабочем месте.

Право на скрытое видеонаблюдение в офисе имеют только оперативные подразделения госорганов (федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности»). Все остальные, прежде чем устанавливать видеокамеры, обязаны сначала предупредить сотрудников в письменном виде, прописать в контракте. А в здании офиса разместить таблички, извещающие посетителей о том, что за ними следят.

Право на просмотр видеоархива, то есть персональных данных сотрудников, имеют только специально уполномоченные лица. Чаще всего это руководитель компании и сотрудники службы безопасности. Вся информация конфиденциальна. Ее ни в коем случае нельзя распространять или демонстрировать коллегам в воспитательных целях. Записи, сделанные в офисе скрытой камерой, нельзя использовать в суде как доказательство виновности сотрудника, если они получены в обход закона.

 

 

 

 

 

  • 119146 Москва, Комсомольский пр-т, д. 28, Коворкинг Центр «Деловар». Для ООО «Администрация» (журнал «Администратинвый директор».

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Как Вам новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика