Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Сколько стоит автомобиль

До сих пор многие компании при выборе корпоративного автомобиля руководствуются показателем стоимости одного километра пробега. Однако при оценке полной стоимости владения автомобилем данный показатель является весьма грубым, а реальные цифры значительно возрастают, поскольку недостаточно внимания было уделено таким важным этапам, как подход к приобретению самого автомобиля, услугам финансирования, стоимости страховки, налогам и так далее.

 

Total cost of ownership 

Наиболее исчерпывающим и точным показателем, позволяющим обосновать выбор автотранспортного средства, является Total cost of ownership (TCO) – общая стоимость владения. Данный показатель может включать весь спектр расходов как на один автомобиль, так и на весь автопарк. Правильный подход к расчету и анализу ТСО позволяет в полной мере оценить структуру расходов на любой автомобиль. Сравнивания различные марки и модели по структуре расходов, времени использования и общему пробегу, можно с большой точностью определить, какой автомобиль подходит именно вашему автопарку.

Что же такое ТСО? Данный показатель складывается из следующих частей: финансирование (при лизинге) либо амортизация (при покупке), плановые сервисные работы (ТО), неплановые сервисные работы, страховка, топливо, шиномонтаж, налоги и прочие расходы (парковки, мойки, ночная стоянка, дополнительное оборудование и так далее), которые, кстати, могут составлять порядка 10 % от общего ТСО.

В процентах распределение составляющих ТСО чаще всего выглядит так: самая весомая доля – это, естественно, амортизация или финансирование (разница между стоимостью приобретения и продажи автомобиля), занимают 40–45 % от общей стоимости владения, вторая доля – расходы на топливо, составляет 20–25 %, далее идут расходы на страховку, сервисное обслуживание (плановые и неплановые сервисные работы), шиномонтаж, парковки, мойки и так далее – эти доли, как правило, забирают от 5 до 10 %. Расходы на администрацию, транспортные налоги и прочие составляющие обычно менее 3 %. Усредненная структура ТСО приведена на диаграмме.

Основные параметры

При анализе любой части ТСО следует учитывать множество параметров и особенностей. Например, правильный выбор модели и марки корпоративного автомобиля может значительно сэкономить самую весомую часть – финансирование. Поэтому анализ ТСО следует начинать с выбора как самого автомобиля, так и подходов к его приобретению, тщательно оценивая все плюсы и минусы покупки в собственность, финансовый или оперативный лизинг.

Второй наиболее важный шаг – выбор поставщиков товаров и услуг: дилера, лизинговой компании, страховой компании, поставщика сервисного обслуживания, топливной компании и так далее.

Непосредственно в ходе эксплуатации стоит оценить оптимальный пробег и срок использования автомобиля, отслеживать и контролировать расходы. Также немаловажно вовремя вывести автомобиль из эксплуатации и продать по максимально выгодной цене.

Учитывая все вышеперечисленные тонкости и нюансы, сравнивания ТСО как двух автомобилей, так и целых автопарков, можно получить достаточно точное представление о том, в какой именно части расходов ваша компания выигрывает или проигрывает. При правильно проведенном анализе ТСО практически в каждом автопарке можно снизить расходы на 15–20 %.

ТСО учитывает не только постоянные, но и переменные затраты. И хотя они могут возникнуть 3–4 раза за весь период эксплуатации корпоративного автомобиля, при этом будут являться весомой долей и значительно выделяться в общем графике расходов. Например, такими затратами могут стать КАСКО либо крупные неплановые ремонты, не покрываемые страховкой и гарантией. Поэтому ТСО сначала, как правило, рассчитывается для всего парка в целом (за год и за месяц), потом уже для каждого автомобиля отдельно, а затем выводится средний показатель за весь период эксплуатации. Данные расчеты позволяют сравнить, насколько стоимость эксплуатации отдельного автомобиля отличается от «средней температуры по парку», от аналогичных моделей и марок внутри одного класса автомобилей и так далее.

 

Комментарий флитменеджера

Расчет ТСО требует значительных затрат времени и большого количества исходных данных. Но именно эти данные должны приниматься во внимание руководителем при принятии решения о выборе моделей автомобилей и сроков их эксплуатации в корпоративном автопарке.

Сравнивая значения TCO для различных сроков эксплуатации, можно определить оптимальный срок существования автомобиля в парке, когда разница между ТСО автомобиля и стоимостью его продажи в конце эксплуатации будет минимальной. Обычно оптимальный срок службы автомобиля составляет 3–4 года или от 100 до 150 тысяч км, при этом я имею в виду только машины иностранного производства.

Но следует принять во внимание и тот факт, что условия формирования автопарков в компаниях, конечно же, отличаются друг от друга. Поэтому для одной и той же модели автомобиля оптимальный срок эксплуатации может быть разным. Единой рекомендации, когда обновлять автопарк, не может быть, так как в каждой компании условия эксплуатации автомобилей различные. При этом условия эксплуатации зависят не только от особенностей организации, но и от других факторов: например, климатических условий региона, где бегает автомобиль, развитости инфраструктуры (дороги, качество топлива, наличие адекватных сервисов) и т. п.

И важно помнить, что увеличение срока эксплуатации автомобиля сверх оптимального – риск, который неминуемо может привести к увеличению стоимости эксплуатации автопарка в целом. Поэтому рекомендую придерживаться этого правила.

 

Автор: Виктория Тот

  • 119146 Москва, Комсомольский пр-т, д. 28, Коворкинг Центр «Деловар». Для ООО «Администрация» (журнал «Администратинвый директор».

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Как Вам новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика