Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Офисный синдром

Мы привыкли считать работу в офисе безопасной и комфортной. В большинстве офисных предприятий положении о технике безопасности сотрудники подписывают, не читая: какая может быть угроза здоровью в офисе класса А? Слишком много алкоголя на корпоративах, нерадивые подчиненные и придирчивое руководство – вот и все беды офисного работника. Тем не менее, тщательно изучив характерные заболевания и эмоциональное состояние тех, чей рабочий день проходит за компьютером, большинство врачей утверждают: можно говорить о появлении нового заболевания – офисного синдрома.

офисный синдром

Офисный синдром – это совокупность крайне неприятных и болезненных симптомов,  обусловленных  спецификой работы в офисе. К сожалению, практический каждый из нас знает не понаслышке о том, насколько болезненны эти симптомы. В частности, к офисному синдрому относят:

  • Боли в спине, особенно в нижней части спины, мышечные спазмы, боли в позвоночнике и суставах
  • Головные боли, боль и напряжение в районе шеи
  • Синдром сухого глаза: резь, жжение, сухость роговицы, быстрая утомляемость и снижение зрения, чувство, что в глазах есть какое-то инородное тело
  • Синдром «компьютерной мыши»: боль, покалывание и онемение в районе запястья
  • Бессонница

Кроме того, считается, что офисная работа может провоцировать и усугублять развитие заболеваний сердечнососудистой системы и нарушений в работе кишечно-желудочного тракта.

Помимо телесных проявлений, к офисному синдрому относят и психологические. Постоянный стресс, агрессивная атмосфера и нервное напряжение оказывают негативное воздействие на психику сотрудников, что в свою очередь приводить к повышенной утомляемости, раздражительности, эмоциональному выгоранию, снижению работоспособности и производительности труда.

Сколько стоит офисный синдром?

Если к списку психологических и физиологических проблем добавить сезонное снижение иммунитета, мы получим совсем нелицеприятную картину: офисный синдром приводит к увеличению числа бюллетеней и выплат по нетрудоспособности, а в конечном итоге — снижает коммерческую эффективность предприятия. Например, в Москве число дней временной нетрудоспособности из-за боли в спине приближается к 400 тысячам. В США офисный синдром ежегодно «съедает» более 100 миллиардов долларов. Врачи утверждают, что боли в спине становятся одной из ведущих причин обращения за медицинской помощью для тех, кому меньше сорока и кто работает в офисе.

Исследователи отмечают, что около 40% всех офисных сотрудников испытывают негативные последствия офисного синдрома, которые влияют не только на их самочувствие, но и на их способность объективно оценивать рабочую ситуацию, включаться в рабочий процесс. Перенапряжение, вызванное постоянной работой у компьютера, приводит к снижению способности эффективно выполнять свои обязанности, а постоянный стресс, психологическая составляющая офисного синдрома, становится причиной внезапных и неконтролируемых агрессивных срывов. Как результат: потерянные или недовольные клиенты, убытки, нарушение нормального функционирования бизнеса.

Как заработать офисный синдром?

Характер офисной работы – это основная причина формирования офисного синдрома. Рабочий день проходит в сидячем положении, преимущественно за компьютером и состоит из достаточно однообразных, рутинных операций. Тот, кто по долгу службы вынужден проводить неделю в разъездах, тоже чаще всего делает это сидя: в автомобиле или на общественном транспорте. Гиподинамия, то есть недостаточная двигательная активность, — это первый враг хорошего самочувствия в офисе.

К факторам риска также относят образ жизни: неправильное, несбалансированное питание, недосыпание, злоупотребление кофе. На развитие офисного синдрома может повлиять окружающая среда: например, плохие кондиционеры или недостаточное освещение, наличие в офисе потенциальных аллергенов. Скопление людей, работа в офисе опен-спейс, дорога на работу в пробках и переполненном общественном транспорте также негативно влияет на сопротивляемость организма. Почву для развития офисного синдрома может создавать и корпоративная культура, особенно, если работодатель поощряет ненормированный рабочий день, переработки и работу в выходные дни.

Конкуренция, напряженная атмосфера в коллективе, постоянная необходимость доказывать свой профессионализм, жесткие сроки, прессинг со стороны руководства – постоянные спутники офисной жизни, приводящие к эмоциональному перенапряжению. Сотрудник находится в постоянном стрессе, то есть психологически застревает в фазе напряжения, собранности и не может перейти в  фазу релаксации, расслабления. Как результат: постоянная тревога, чрезмерная нагрузка на мозг, проблемы со сном и нарушения аппетита.

Как предотвратить развитие синдрома?

По данным российских рекрутинговых агентств, соискатели, прежде всего, обращают внимание на уровень заработной платы и компенсационный пакет. Условия труда и удобство рабочего места далеко не на первом месте в списке приоритетов . Приоритеты меняются, когда вчерашний соискатель выходит на работу:  практически 50% офисных работников отмечают, что правильно организованное рабочее место мотивирует, улучшает настроение, помогает сконцентрироваться и повысить качество выполнения заданий. Об этом стоит помнить еще на стадии поиска работы, особенно, если вы не входите в 2% счастливчиков, для которых рабочее место ничего не значит.

Профилактика офисного синдрома – это создание комфортного и эргономичного рабочего места. Конечно, это немалые инвестиции, но они позволят сэкономить на больничных и на негативных последствиях стресса. Правильное, эргономичное кресло с подголовником позволит значительно сократить негативное воздействие сидячего образа жизни на позвоночник.  Согласно опросам, только треть офисных сотрудников довольна тем, как обустроено их рабочее место, подавляющему большинству приходится мириться с дискомфортом. Легче всего этот дискомфорт переживают сотрудники IT-служб. Видимо, в их работе меньше рутины и больше необходимости движения, перемещения по офису, чем в работе АХО, бухгалтерии и отдела кадров.

Помимо эргономичной офисной мебели, большое значение имеет качество вентиляции, температурный режим и освещение: эти факторы влияют и на телесное здоровье, и  на эмоциональное состояние, так же, как и обустройство офиса или доминирующие цвета в интерьере. Если в интерьере преобладают агрессивные, динамичные тона, например, красный, возможно, необходимо уделить внимание релаксации и расслаблению. Поможет классическое решение: в офисе должны быть живые цветы, картины или фотографии.

Второй принцип профилактики офисного синдрома – это информирование. Сотрудники должны знать о том, что приводит к неприятным заболеваниям и то, как можно предотвратить их. Вот наиболее простые и «дешевые» способы самопомощи:

  • Время от времени устраивайте небольшую разминку: встаньте из-за стола, пройдитесь по коридору, потянитесь, пошевелите пальцами рук и ног, сделайте мини-зарядку: например, несколько раз наклоните голову вправо и влево, вперед и назад. Подойдет гимнастика, рекомендуемая для долгих авиаперелетов.
  • Старайтесь каждые два часа делать небольшой перерыв в работе с компьютером. Даже пять минут без монитора – это помощь усталым глазам.
  • Самостоятельно разминайте мышцы шеи.
  • Если позволяют условия работы, заприте кабинет, сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и побудьте в таком положении 10-15 минут.
  • Будьте внимательны к себе: если не хватает общения, проведите обеденный перерыв с коллегами, если, наоборот, рабочий день насыщен контактами, пообедайте в одиночку.
  • Ищите баланс: если работа «сидячая» и однообразная, старайтесь активно проводить свободное время, компенсируя недостаток движения и недостаток позитивных впечатлений.
  • Если вы работаете в офисе с кондиционером, где нельзя проветрить помещение, старайтесь во время рабочего дня выходить на улицу.
  • Старайтесь чаще бывать на природе: глаза устают не только от монитора, но и от однообразного, унылого пейзажа, от созерцания голых стен и «коробок» офисных зданий.
  • В целях предотвращения развития болезней вен, избегайте сидеть в позе «нога на ногу».

Зарубежный опыт

Зарубежом офисный синдром стараются предотвращать еще на стадии возникновения, часто  с уклоном в сторону устранения его психологических причин. Некоторые идеи распространились и в России, например, оплата фитнесс-клубов для сотрудников как инвестиция в здоровый образ жизни, предотвращающий потенциальный ущерб от офисного синдрома.

В Канаде работодатели стараются сделать жизнь своих служащих как можно более разнообразной и комфортной. Во многих компаниях стоит мини-гольф в офисе для отдыха от работы, а по пятницам проводятся корпоративные мероприятия: например, футбол с коллегами или совместный подход в ресторан. В Европе в некоторых компаниях в течение рабочего дня массажист делает сотрудникам профессиональный массаж плечевой зоны и шеи.

Дальше всех в борьбе с негативным воздействием офисного синдрома продвинулись японцы. Частью национальной японской культуры является Инэмури (Inemuri) – это японская привычка спать днем. Буквально это слово можно перевести как «присутствовать и спать»: речь идет о дневном сне по дороге на работу в метро, в других общественных местах, а также о сне на занятиях и на работе.

 

Мнение экспертов:

Андрей Данилов, д.м.н, профессор кафедры нервных болезней факультета последипломного профессионального обучения Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова:

«В течение одного года разные мышечно-скелетные боли появляются почти у 40% офисных работников.  Боль в нижней части спины является наиболее распространенной причиной инвалидности, связанной с работой у людей в возрасте до 45 лет и самой «дорогой» причиной, учитывая «рабочую компенсацию» и медицинские расходы. Недавно проведенный опрос среди 220 врачей неврологов поликлиник Москвы показал, что около 70% лиц обратившихся с жалобами на боли в спине составляют люди в возрасте от 35 до 50 лет, работающие в офисах».

Ирина Ольховенко, директор компании «АНКОР Медицина и фармация»

«Основным критерием выбора нового места является заработная плата, затем идут близость к дому, соцпакет. На условия труда и эргономику рабочего места потенциальные сотрудники обращают внимание в последнюю очередь».

Дина Меркулова, профессор, главный невролог Департамента здравоохранения ОАО «РЖД»

«В целях профилактики офисного синдрома необходимо избегать длительного статического положения тела в неудобной позе, при работе за компьютером стараться держать спину прямо, желательно иметь кресло с подголовником. Время от времени делать небольшую разминку, массировать руками мышцы шеи».

Рина Моисеева, психолог, коуч

«Снизить негативное воздействие офисных стрессов поможет творческое отношение к работе и способность позаботиться о своем самочувствии, гармонизация жизни в целом. Если сотрудник знает, зачем он работает, что он получает от этой работы, видит перспективу для роста, если его труд осознан, а рабочие задачи воспринимаются как нужные и разумные, повышается иммунитет, стойкость к воздействию стрессогенных факторов. Необходима также и психогигиена: умение планировать свое рабочее время, умение держать границы в коллективе, навыки саморелаксации и умение психологически отгородиться от негативных факторов: чужой агрессии, например».

2012 г.

 

 

 

  • 119146 Москва, Комсомольский пр-т, д. 28, Коворкинг Центр «Деловар». Для ООО «Администрация» (журнал «Администратинвый директор».

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Как Вам новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика