Офисный EQ

04 сентября 2014

Когда говорят об организации рабочего пространства, как правило, имеют в виду только технические аспекты пространства с точки зрения его соответствия функциональному назначению.

Чтобы создать правильное пространство, важно понимать социальную структуру компании, которая будет там находиться. Офис – это эффективный инструмент управления эмоциональным интеллектом сотрудников, который способствует созданию качественной социальной среды. Мы то, что мы чувствуем! По данным исследования, 75% сотрудников считают офис местом социальных встреч и общения, для 11% ‒ это место для сотрудничества, и только для 3,8% офис является местом взаимодействия.

Основные пользователи офиса – это сотрудники, а у кого-то еще партнеры и клиенты. Но, согласитесь, источником эмоций для партнеров и клиентов являются именно сотрудники, которые составляют основной нематериальный актив бизнеса и формируют базу для инвестиций. Эмоциональный интеллект (EQ) – это психологическое понятие, означающее способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Кроме того, EQ – это возможность формировать эмоции внутри социальной среды других ее участников. Установлено, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и всего лишь 20% ‒ всем известный IQ, коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Это соотношение очень напоминает известный закон Парето.

При работе над проектом я всегда исхожу из того, что если компания меняет свой офис или рабочее пространство, значит, непременно происходят изменения в трех опорных точках ‒ бизнесе, культуре и интересах. Как сказал Питер Друкер: «Все организации живут и работают в двух временных периодах: настоящем и будущем. Будущее формируется сегодня, и во многих случаях оно необратимо».

Карта компании как открытой системы дает понимание всех форм ее окружения: внутренней и внешней среды, важнейших структурных элементов, коммуникационных связей, уровней взаимодействия и их влияния на основной бизнес компании.

Стратегический анализ – важный этап проекта, который включает анализ бизнес-системы заказчика, основных тенденций развития в области бренда – политики, клиентоориентированности, внешнего и внутреннего позиционирования и коммуникаций, бизнес-структуры; оценку коммерческого потенциала возможного проекта, оценку эффективности его возможного влияния на бизнес-систему компании и реализацию основных целей и задач.

Проводя анализ социальной структуры заказчика, важно не только определить, но и понимать интересы всех групп стейкхолдеров – это вполне измеримые и конкретные данные, собственно, они формируют эмоциональный комфорт каждой выделенной группы относительно предложенной рабочей среды.

 

Наша задача как компании, предоставляющей комплекс решений по организации функциональной и эмоциональной рабочей среды для наших клиентов, – это понять и определить точки перехода компании из существующего состояния в потенциально лучшее и помочь сформулировать желаемое состояние и результаты.

Есть много усложняющих факторов, которые также влияют на предлагаемые проектные решения с точки зрения эмоционального комфорта и EQ в рабочем пространстве. Один из них, к примеру, – разная психология экстравертов и интровертов. Для таких психологических групп окружающая среда, уровень и стиль коммуникаций различны – это означает, что принцип ведения бизнес-процессов значительно отличается. Есть различия и корпоративных культур компаний, которые можно определить, используя типологию Геерта Ховстеде. Следует учитывать, что компания, которая предпринимает шаги к изменениям, – это заказчик, стремящийся избегать неопределенностей во всех бизнес-процессах. Естественно, все это отражается на сотрудниках в силу простых человеческих эмоций, ведь стремление избежать неопределенностиизмеряется степенью, в которой люди чувствуют угрозу в неясных ситуациях и в которой они стараются избегать некомфортных для себя ситуаций.

В 2007 году возникло понятие мобильного офиса: на мобильный или внеофисный стиль работы приходилось более 46% в сравнении с офисным – порядка 18%, остальная доля принадлежала организации работы дома. На самом деле, это очень лояльный и дружественный подход, когда сотрудник, молодая мама, могла начать работать на раннем этапе отпуска, при этом приносить прибыль компании и находиться в комфортных для себя условиях. С 2010 года соотношение «мобильность ‒ офис» практически сравнялось 35 к 45%. Желание социальной жизни, внешней самореализации стало важным фактором эмоциональной удовлетворенности людей. Это показывает и изменение структуры рабочего пространства: большое внимание зонам коммуникации, комфортным переговорным, дорогим борд-румам, появление концепции третьего рабочего места – то есть мы наблюдаем социализацию пространства уже не только на локальном, но и на глобальном международном уровне.

Предоставление права работать в собственном стиле, который приносит компании существенный бизнес и доход, – это есть один из принципов управления EQ. Раньше мы считали, что физический комфорт – то, что может дать правильная эргономика нашему телу. Теперь понятно, что это две составляющие – когнитивный и эмоциональный комфорт. Человек хочет быть причастным к общей идее компании, чувствовать свою необходимость и ценность, ему нужны взаимодействие и социальная активность, как и здоровье.

Пространство, которое вызывает положительные эмоции и дает возможность правильно понять место сотрудника в компании, осознать ценность его работы и идей, предоставить варианты самовыражения – это пространство, которое, по теории Масло, принадлежит компании, находящейся в высшее точке своего развития. Это значит, что парадигма компании является осознанной и принятой другими стейкхолдерами, кроме того, она корпоративно реализуется, принося компании бизнес и успех.

Эксперт Валентина Лобова, директор по развитию бизнеса, DKproject

2012

 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика