

Офис нового формата
С трудом верится, что компания Enter, которая сегодня насчитывает более двух тысяч сотрудников, в 2011 году начинала в небольшой комнатке. Но темпы развития проекта оказались столь стремительны, что уже буквально через год ему понадобилось большое отдельно стоящее здание.
Было время, когда в компанию устраивались на работу по 20-30 человек в день, и это только на должности бэк-офиса. Промежуточным этапом между новым офисом на улице Орджоникидзе и той первой комнатой стало помещение в гольф-клубе на Островной улице. Но, к сожалению, с логистической точки зрения он оказался абсолютно неудобным. Сотрудники по найму персонала жаловались, что претенденты на вакантные позиции до них просто не доезжают. К счастью, вскоре было принято решение арендовать пятиэтажное строение на территории завода имени Орджоникидзе, недалеко от метро «Ленинский проспект».
Ремонт нового офиса начался с первого этажа. И как только он был закончен, туда сразу же перевезли отдел подбора персонала. Сегодня это уже целый департамент, который называется «корпоративным университетом». Он занимается поиском сотрудников для магазинов, контактцентров, сервисных столов, службы доставки, проводит собеседования, тестирование и обучение.
Несмотря на то что ремонт еще не был закончен, в январе 2012 года в новый офис переехали остальные сотрудники Enter. Сначала все сидели на двух этажах, а на оставшихся трех и в подвале продолжались ремонтные работы. Но постепенно, по мере ухода строителей, компания расползалась по офису.
Когда администрация планировала новый офис, так всем и написала: «Ребята, какие у вас есть хотелки?». Кто-то пожелал кабинку, чтобы можно было разговаривать по телефону, кто-то — стол-подиум или гамак. Все предложения были собраны в одну презентацию и отданы архитекторам. Своего подрядчика компания выбирала долго, потому что хотела, чтобы все было сделано быстро, дешево и ярко. Но потенциальные партнеры говорили: либо дешево, но долго и некрасиво; либо быстро, но очень дорого; либо дешево и быстро, но некачественно. Для работы над проектом офиса была создана специальная группа, которая рассматривала предложения архитекторов. В нее входили представители разных
Нашим людям важно в жизни и работе следующее: скорость, радость, свежесть, я = команда, результат.
Надо заметить, что все ремонтные работы были закончены довольно быстро, всего лишь за год, и сегодня в новом здании расположились бэк-офис, магазин, корпоративный университет, кафе и парк-сервис (распределительная площадка, откуда товары попадают к курьерам и сотрудники уезжают на заказы). Здесь же находится небольшой склад.
На каждом этаже здания по три блока — «А», «Б» и «В». В каждом блоке промаркированы улицы, сотрудники дали им названия, чтобы понимать, кто и где сидит. Например, 2-я Апельсиновая — означает второй этаж, блок «А»; в блоке «Б» соответственно все на букву «Б». В офисе часто случаются внутренние переезды, а так как каждый сотрудник в своем профиле на корпоративном портале отражает, куда переместился, проблем с поиском коллег не возникает.
отделов, не только АХО и технических, но и те, кто занимался внутренними коммуникациями в офисе, его атмосферой. Данная рабочая группа должна была из предложенных вариантов выбрать именно тот, который отражал бы дух команды. Кто-то из архитекторов оказался слишком элитным, кто-то — совсем простецким или чересчур драйвовым и чрезмерно футуристичным даже для такой компании, как Enter. В итоге остановились на студии Сергея Эстрина, который понял всю эмоциональность компании, как внутренние ценности персонала соотносятся с ценностями компании.
Эстрин нарисовал то, что хотели все. Компания закончила сотрудничество с Сергеем только в январе этого года, когда были выполнены последние авторские заявки и сделаны фотографии нового офиса. И вот уже несколько месяцев Enter живет в новом офисе по-своему.
Зарисовки из жизни компании Enter в новом офисе, рассказанные начальником управления корпоративных коммуникаций Екатериной Белоусовой во время экскурсии, организованной специально для журнала «Административный директор».
Жалюзи-картинки
Мы посмотрели в окна и поняли, что за ними ужасный пейзаж. Нам захотелось сделать что-то приятное для глаз. И появились пластиковые картины-шторы на креплениях. Их можно снимать и двигать, у них несколько видов дизайна, они даже защищают от солнца.
Зонтики на потолке
Зонтики — это только часть дизайна, какого-то особого назначения у них нет. К сожалению, они стали головной болью наших уборщиц, собирают слишком много пыли. Обратите внимание, что больше половины сотрудников ходят в тапочках, — в сентябре мы поняли, что все труднее становится содержать наше ковровое покрытие в чистоте.
Кабинета только три
У нас в офисе всего три кабинета, которые отгорожены стенками, — это места, где расположились внутренние аудиторы, служба безопасности и генеральный директор. Все остальные руководители сидят вместе с сотрудниками.
Кабинет генерального
В единственном кабинете топ-менеджера много фотографий женщин. А почему среди них висит Одри Хепберн — не знаю. Нравится, наверное, у него даже кружка с изображением этой актрисы.
Прямой контакт с клиентом
Самым дорогим в компании считается департамент маркетинга. Это дизайнеры, ретушеры, верстальщики, фотографы, те, кто снимают все фото-видео, рисуют картинки для сайта, пишут тексты и т. п. Весь процесс подготовки наших каталогов и другого контента находится здесь, в офисе.
Все точки контакта с клиентом на последней линии компания держит у себя, не отдает на аутсорсинг. И это не только каталог и сайт, но и контакт-центр, и ресепшен. Данный подход к построению бизнеса влияет на то, что клиент возвращается в Enter снова и снова.
Кстати, ребята в контакт-центрах вообще работают без скриптов и не ограничены по времени разговора с заказчиками.
Уникальная корпоративная культура
В нашей компании зарплаты средние по рынку. Но она предлагает уникальную корпоративную культуру, комфортные и удобные условия работы. Большая часть наших сотрудников относится к поколению Y. Это поколение живет в свободном режиме, поэтому у нас предусмотрен гибкий график работы. Так, например, сотрудники могут приходить с 9 до 10, и никто их не наказывает за опоздание.
Одна из стратегических целей Enter — стать самым привлекательным работодателем на российском рынке.
Нужный формат
Когда мы подбираем людей, смотрим на две вещи: профессиональные качества претендента и нашего ли он формата. Формат для нас — это когда внутренние ценности человека совпадают с ценностями компании. В большинстве случаев при выборе сотрудников мы отдаем предпочтение формату. Если человек профессионал, но не наш по духу, не берем его в свою команду.
Ценности Enter писали не топ-менеджеры, а пятьдесят стратегически важных сотрудников компании. По их мнению, нашим людям важно в жизни и работе следующее: скорость, радость, свежесть, я = команда, результат.
Эдик
У нас все корпоративы делают сами сотрудники. Было какое-то мероприятие, где потребовались ноги манекена, они должны были висеть из-за кулис как декорация. Потом ноги по прозвищу Эдик так и остались у нас в офисе.
А колготки на них надели по случаю. Когда в офисе появился вендинговый аппарат с колготками (мы его называем колготомат), нам потребовалось пропиарить его появление, и Эдик оказался как нельзя кстати.
Подиум
Подиум нам нужен, чтобы по столам ходить.
Фото для работы
Фотосессии у нас проходят регулярно. Например, как-то была съемка в стиле «Ч» (мы позиционируем себя как революция на рынке ритейла). Наняли гримера, взяли костюмы, сотрудники весь день бегали с автоматами и фотографировались. А вообще-то, у нас каждая пятница тематическая. В этот день мы приходим на работу в наряде, соответствующем теме, а fun-менеджер фотографирует всех и выкладывает свои работы на портале и в соцсетях.
Во всех рекламных компаниях Enter присутствуют только наши сотрудники, мы не используем сторонних моделей ни в рекламе СМИ, ни в социальных сетях. Например, для новогоднего календаря были сняты 350 наших ребят, и каждый изображал какой-то день года.
У нас даже на потолке висят фотографии сотрудников: бывших и настоящих.
Колизей
У нас только одна «цивильная» переговорная. Она для тех посетителей, которые не готовы понять нашего душевного и рабочего порыва. Остальные переговорки — с яркими мягкими подушками и по-домашнему уютные. Даже самая большая переговорная «Колизей» на 40 человек оформлена в подобном стиле. «Колизей» — это зал с проектором, там по всему полу накиданы подушки, в нем проходят самые интересные мероприятия и важные совещания.
Каждому ученику по джедаю и чемодану
Каждому новому сотруднику мы выдаем «чемоданчик новичка». Там, например, есть большая ручка и большой карандаш.
Еще мы придумали программу адаптации и назвали ее «Путь силы». Теперь у нас, как в «Звездных войнах», есть дже- даи и ученики. Все джедаи (70 человек) работают по парам (на случай неотложных встреч, командировок и т. п.). Их обязанности таковы: например, вечером джедаю сообщают, что утром на работу выходит ученик в отдел департамента недвижимости. Наставник должен проверить, готов ли для него компьютер, стол и т. п. Джедай встречает новичка, показывает его место работы, туалет, бухгалтерию, проверят выдачу пропуска, работу компьютера, помогает оформиться, рассказывает о работе корпоративного портала. И таким образом джедай ведет ученика три месяца. То есть если у новичка конфликт с руководителем или он не может найти себе нормальный стул, он звонит своему джедаю и спрашивает, что делать. Наставник всегда подскажет, к кому подойти, что сказать и что сделать.
Еще мы украшаем места новых сотрудников шариками и дарим книгу о нашей корпоративной культуре, которую сами написали.
Корпоративный университет
В университете все новички проходят двухнедельное обучение, независимо от того грузчик это или сотрудник контактного центра.
Более того, каждый новый сотрудник офиса проходит стажировку. Этот человек на протяжении шести дней работает то в магазине, то в доставке, то в контакт-центре. Во-первых, это помогает ему быстрее понять, чем занимаются люди на передовой, что они чувствуют по отношению к клиентам. И второй момент, в случае непредвиденных ситуаций каждый сотрудник может прийти на помощь другому. Например, в минувшие новогодние праздники, когда стало понятно, что своими и аутсорсинговыми силами мы не справляемся с заказами, было решено объявить чрезвычайное положение — и 230 офисных сотрудников ушли работать в доставку, магазины и контакт-центр. Стажировка — очень хорошее решение с точки зрения адаптации новичков в компании.
«Амстердам»
В нашем кафе «Амстердам» с 9:00 до 11:00 проходит завтрак, с 12:00 до 16:00 — обед и с 17:00 до 19:30 — ужин. Есть бар, который работает до 20:00. Стоимость среднего бизнес-ланча — 150 рублей. Меню бывает тематическим, например, французская пятница или тыквенная.
На корпоративном портале всегда можно посмотреть меню и что происходит в столовой — есть ли там очередь. Организована обратная связь между сотрудниками и руководством кафе. Например, представитель кафе всегда онлайн отвечает, почему «еда была холодная», а «хлеб — черствый».
Для того чтобы наше кафе заработало, пришлось приложить немало усилий. Большинство компаний по организации питания хотят, чтобы людей, которые готовы питаться в кафе ежедневно, было бы не менее тысячи, а у нас сейчас всего около 600 человек. И мы, оказывается, не такой уж лакомый кусок, хотя и помещение свое предоставляем, и оборудование.
Были трудности и в некоторых технических моментах, но в итоге мы справились и сегодня наслаждаемся прекрасной едой в отличных условиях.
«Признание»
В рамках программы «Признание» каждый департамент раз в месяц награждает одного из своих сотрудников за сверхрезультаты, после чего руководитель отправляет письмо семье этого человека — отцу, матери или жене. У нас много иногородних. Представьте, чья-то мама из Владивостока получит такое письмо, уверена — она придет в восторг.
«Олимпиада»
Все от курьера до генерального директора имеют свой профиль во внутренней социальной сети, которая называется «Я — команда». Там же проходит корпоративная мотивационная игра «Олимпиада», где сотрудники в нескольких номинациях получают баллы: например, за соблюдение ценностей компании, инновации, социализацию, KPI-подразделения (а не только за свое). По итогам победители заслуживают «впечатление»: например, поездку за счет компании. Кто-то был награжден туром в Минводы, где были рафтинг, конные прогулки, путешествие на джипах; кто-то — на Соловки, где участники катались на велосипедах и байдарках. В этом году победители поедут в Америку. Мы уже составили маршрут для 30 человек на автомобилях. 11 дней они будут ездить по городам: Чикаго, Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. Тур пройдет через всю Америку.
В разработке этой «Олимпиады» мы соревновались наравне с правительством Нидерландов в международном конкурсе в Австралии и выиграли. ■
Автор: Виктория Тот