Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Коворкинги. Версия 202

Почти год назад на мир обрушился тотальный локдаун. Ожидалось, что из-за него рынок офисной недвижимости понесет колоссальные убытки. Однако к концу 2020 года стало понятно, что офис не исчез из нашей жизни. Трендом на рынке стали гибкость и адаптивность офисных пространств, которые предлагают коворкинги. Из-за этого многие компании обратили на них более пристальное внимание. Журнал “Административный директор” поговорил с игроками московского рынка коворкингов и узнал, как изменилась ситуация  на за прошедший год, в какую сторону рынок гибких офисных решений планирует развиваться дальше и какие новые продукты появились на рынке благодаря пандемии.

2020 год бегло

В общих чертах коворкинги смогли провести 2020 год на плаву благодаря гибким условиям для клиентов. Владельцы коворкингов называют это адаптивностью — готовностью быстро подстроиться под изменившиеся требования клиентов. Среди них изменение планировок с учетом социальной дистанции, сокращение арендуемых площадей с выводом сотрудников на удаленку и другие, которые классическая аренда не могла удовлетворить с аналогичной скоростью. Эта черта была заложена в саму модель коворкинга и, по мнению игроков рынка, позволила не вносить существенные изменения в рабочий процесс в течение года.

«За прошедший год коворкинги, нацеленные на работу с крупными корпоративными клиентами, не изменили выбранной стратегии. Компании, предлагающие коворкинги малому и среднему бизнесу, а также розничным частным клиентам, также не стали изменять свою модель работы, несмотря на то что на период ограничений, связанных с пандемией, столкнулись с увеличением вакансии в своих проектах. После снятия ограничений мы наблюдаем активное восстановление заполняемости», — говорит Евгений Овчинников, исполнительный директор сети сервисных офисов #BusinessClub от Capital Group.

 

 

2021 год — продолжение корпоративного тренда, внедрение современных диджитал-решений для резидентов коворкингов, новые продукты для сотрудников на удаленке.

В 2021 году основным трендом на рынке коворкингов эксперты и игроки видят дальнейшую работу с корпоративными клиентами. За время карантина бизнес пересмотрел отношение к квадратным метрам, и крупные компании начали менять подход к расположению своих команд в стенах офиса. Одни компании решили оставить часть сотрудников на удаленке и стали искать другие пространства. Другие компании и вовсе съехали из офисов на период пандемии и в 2021 году начали искать новые площадки для команд. В связи с этим набирает популярность формат сервисного офиса, как уже готового, так и построенного с учетом требований арендатора.

По словам Павла Федорова, СЕО Space1, высокий спрос виден как на готовые площадки, так и на проекты built-to-suit. Эти проекты сейчас наиболее привлекательны для корпоративных арендаторов. Офисные пространства в формате built-to-suit создаются по запросу арендатора, в них оператор осуществляет поиск и аутсорсинг подходящих помещений в нужной локации, строительство, кастомизацию и последующее управление офисом. Компания Space1 первой в России осуществила сделку в формате built-to-suit и на сегодняшний день прогнозирует двукратный рост сегмента сервисных офисов благодаря привлекательности данной модели.

 

Аналогичного мнения придерживается и сеть #BusinessClub. «В настоящее время развитие рынка коворкингов идет по двум моделям.

Первая — «операторская модель», когда коворкинги выступают в роли оператора по управлению пространством собственника недвижимости, таким образом создавая добавочную стоимость для собственника за счет профессионального и качественного управления объектом. В этом случае собственник может рассчитывать получить дополнительные 20–30% к выручке с квадратного метра.

Вторая модель — услуга built-to-suit, включающая аутсорсинг создания и управления офисами для крупного и среднего бизнеса. Это та стратегия, которую выбрала наша компания и в которой мы видим перспективы для развития», — комментирует Евгений Овчинников, исполнительный директор сети сервисных офисов #BusinessClub от Capital Group.

Коворкинги сегодня становятся крупным сетевым бизнесом с большим количеством арендаторов. Они активно внедряют в свои внутренние процессы цифровые инструменты. Для этого разрабатываются собственные приложения и другие технологические решения.

«Мы в Space1 разработали приложение, которое объединяет сразу несколько задач, связанных с обслуживанием и использованием помещений. Через приложение арендатор может оставить заявку на пропуск на ресепшене, попросить принести кофе или чай в переговорную, вызвать клининг, воспользоваться офисной техникой или задать вопрос на ресепшене, если возникнет какая-либо сложность. Не нужно вспоминать номер или искать уборщицу на этаже. Все упрощено для увеличения эффективности на действительно важных рабочих задачах компании», — говорит Павел Федоров, CEO Space1.

 

Нельзя обойти вниманием и самый важный тренд сегодняшнего времени — решения для персонала на удаленной работе. Вполне вероятно, что часть таких сотрудников останется работать в удаленном формате навсегда. Однако опросы показывают, что только треть таких сотрудников может работать из дома. Остальные либо не могут работать совсем, либо хотят работать удаленно только частично.

Далеко не всем переход на удаленную работу дался легко. Отсутствие привычной офисной дисциплины и распорядка дня, прямой коммуникации с коллегами, необходимость совмещать работу с домашними обязанностями, бороться со множеством отвлекающих факторов — все это стало серьезным вызовом. Безусловно, в выигрыше те компании, которые уже сидят или переехали в коворкинги. Для их сотрудников на удаленной работе коворкинги предоставляют специальный продукт — карточки на определенное количество посещений офиса в месяц. При этом благодаря специальным приложениям работодатель может регулировать график их приезда в офис. Компании-нерезиденты тоже обратились за таким решением к коворкингам и стали компенсировать своим сотрудникам разовую работу в коворкинге. Но эксперты считают, что мест на всех может не хватить.

Ориентация на B2B-рынок, о которой мы говорили выше, закономерно сократила в коворкингах опен-спейсы для индивидуальных арендаторов и небольших команд. На сегодняшний день, по исследованию ЦИАН, доля площадей для розничных арендаторов в коворкингах занимает менее 20%. «Ориентироваться на розницу сложнее — это не такой стабильный и прогнозируемый доход для коворкингов, как компании, которые заключают договор аренды сразу на год или более длительный период», — считает Рафаил Гайнатуллин, директор Национальной ассоциации офисных операторов и коворкингов.

Одним из новых продуктов, который поможет решить проблему нехватки коворкингов, может стать проект Foodworking. Проект был запущен в декабре 2020 года и представляет собой симбиоз коворкинга и ресторана — в отдельных залах заведений организованы полноценные оборудованные рабочие пространства с принтерами, канцелярией, скоростным Интернетом, в которых можно поработать в тишине или провести встречу. «В отличие от коворкингов, где плата берется за аренду рабочего места, Foodworking пошел по другой модели — гость вносит депозит за рабочий день, который использует только на оплату блюд и напитков из меню. Список ресторанов в проекте растет каждый день. Для людей это возможность выбрать удобную локацию ближе к дому. Проектом сегодня заинтересовались те корпоративные клиенты, которые разрешают сотрудникам на удаленке работать в коворкингах. При этом если в коворкинге они компенсируют цену аренды рабочего места, то у нас за меньшие деньги еще и питание», — рассказывает директор Foodworking Татьяна Шараева.

 

2020 год закончился для коворкингов ярко очерченными новыми трендами, изменившимися привычками арендаторов, новыми запросами на гибкость и эффективность. Станет ли 2021 год гармоничным и последовательным продолжением этих трендов или рынок офисной недвижимости перевернется от нового витка мировых событий? Как бы то ни было, гибкие офисные решения продолжат развиваться, и мы увидим еще много новых интересных проектов. Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка коворкингов, больше переездов компаний в коворкинги и вызванное этим открытие новых гибких пространств. Появятся и будут развиваться маркетплейсы, которые позволят корпоративным клиентам оперативно подбирать пространства и решения под свои текущие задачи. Некоторые проекты, включая площадку ЦИАН и разработку Home Office от #BusinessClub, уже анонсированы.

 

  • 119334, 19333, г. Москва, Университетский проспект, д. 6, корп. 1 .

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Пожалуйста, пройдите опрос журнала «Административный директор», это поможет улучшить нашу работу!
Опрос анонимный и не займет у вас более 2 минут.
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика