Загрузка...

Журнал для руководителей и сотрудников административно-хозяйственных отделов.

Город небоскребов

Знаковому проекту Московского международного делового центра «Москва-Сити» хорошо знакомы и вкус славы, и ее послевкусие. После сталинских высоток не было в Москве проекта, с такой силой притягивающего внимание москвичей, как «Москва-Сити». В течение 20 лет строительства ММДЦ (кстати, с юбилеем!) проект умеренно хвалят и яростно ругают. Однако многие компании мечтают снять офис именно здесь, чтобы смотреть на столицу свысока как в прямом, так и в переносном смысле.

Большие надежды и утраченные иллюзии

Идея создания «московского Манхэттена» возникла в «незапамятные времена», в начале 90-х годов прошлого века. Работа над проектом «Москва-Сити» началась в 1992 году с создания ОАО «Сити». Под строительство Московского международного делового центра мэрия столицы выделила 60 га в семи километрах от Кремля, на Пресненской набережной. Изначально планировалось, что «московский Манхэттен» будет состоять из 17 объектов общей площадью 4,5 млн кв. м, среди которых бизнес-центры, апартаменты, гостиницы, торговый центр и даже дворец бракосочетаний «Сити-Палас». Позднее масштабные планы по застройке ММДЦ неоднократно корректировались в сторону уменьшения площадей застройки, а также количества и высоты зданий. В итоге было решено остановиться на возведении 11 объектов. Было отменено строительство здания Госдумы, выставочно-делового центра площадью 180 тыс. кв. м. Не суждено было воплотиться амбициозным планам одного из девелоперов: построить самый большой небоскреб в Европе – высота башни «Россия» была урезана с 612 до 360 метров.

На сегодняшний день завершено строительство лишь шести объектов. Сроки остальных неоднократно переносились. По радужным прогнозам правительства Москвы строительство последних объектов завершится не ранее 2015 года. Однако эксперты полагают, что ранее 2017 года «великая стройка» не завершится.

Впрочем, если обратиться к мировой практике, можно увидеть, что долгострой – типичное явление для деловых кварталов. Так, например, строительство парижского

One Canada Square
One Canada Square

(фр. La Défense) началось в 1955 году, возведение основных зданий завершили в конце 80-х годов прошлого века, а в декабре 2005-го было объявлено о новом проекте – «La Defense 2006–2015», рассчитанном еще на девять лет и включающем в себя строительство 850 тыс. кв. м офисов и 100 тыс. кв. м жилья.

В лондонском Canary Wharf, строительство которого начато в 1981 году, также до сих пор возводятся новые бизнес-центры.

Не стоит забывать, что заморозка многих объектов ММДЦ произошла во время экономического кризиса. С потеплением на мировых финансовых рынках «оттаял» и «Москва-Сити». Строительно-монтажные работы активизировались практически на всех объектах. Правда, кризис откорректировал не только концепции, но и названия некоторых высоток. Так, например, бывший «Сити-Палас», сооружение которого во время кризиса было заморожено на уровне котлована, теперь превратился в МФК «Эволюция».

IMG_5235

 

Работа над ошибками

Новый московский мэр назвал ММДЦ градостроительной ошибкой. Причины для оскорбительного прозвища, разумеется, были. Первая из них – катастрофический дефицит парковок. Средняя обеспеченность паркингами в «Москва-Сити» составляет всего одно машино-место на 169 кв. м, что в три раза меньше нормативов, утвержденных властями города. В офисах, расположенных за пределами Садового кольца, одно машино-место должно предусматриваться на 50–60 кв. м, в ТЦ – на 40–50 кв. м. Дефицит парковочных мест привел к тому, что аренда парковочного места в ММДЦ доходит до 500 долларов в месяц – это значительно выше, чем в других БЦ, расположенных в центре города.

Вторая претензия, предъявляемая к «Москва-Сити», – плохая транспортная доступность. Уже сейчас количество сотрудников и посетителей ММДЦ превышает 100 тысяч человек. Когда будут введены в строй все здания, число «белых воротничков» составит более 300 тысяч человек.

Оптимисты считают, что все к лучшему – пора учиться жить по европейским стандартам: оставлять машины на перехватывающих парковках и добираться до места работы на метро. Люди, которые стали автомобилистами не так давно и еще помнят поездки в метро, понимают, что добираться на работу вышеуказанным способом – утопия.

Шаги, которые правительство Москвы планирует предпринять в качестве работы над ошибками, выглядят вполне логично. Так, например, вдобавок к пяти функционирующим въездам в «Москва-Сити» планируется открыть въезд со стороны Красногвардейского переезда. Предполагается строительство северного дублера Кутузовского проспекта, открытие новой эстакады, связывающей район со Звенигородским шоссе. Москомархитектура планирует приступить к проектированию нового проезда вдоль Ботанического сада и дорожного участка, связывающего Краснопресненскую и Шелепихинскую набережные. По словам Владимира Ресина, в целом новые магистрали и развязки Сити обойдутся бюджету в 85 млрд рублей.Гораздо проще станет «белым воротничкам» добираться на работу после открытия пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. В недалеком (хочется верить) будущем до «Москва-Сити» дотянется новая линия метро, которая свяжет станцию «Деловой центр» с новой станцией «Нижняя Масловка», которая будет построена рядом с Савеловским вокзалом. В середине февраля Градостроительно-земельная комиссия правительства Москвы утвердила новые параметры проекта Шалвы Чигиринского и Виктора Рашникова в ММДЦ «Москва-Сити», предусматривающие строительство МФК с паркингом почти на 3000 машино-мест.

 

ОБЪЕКТивная реальность

Какие бы нарекания не вызывал молодой деловой центр столицы у критиков и его собственных «первопоселенцев» (мало парковок, поезда в метро приходится ждать по 15–20 минут, немного покупателей в ТЦ «Афимолл»), «московский Манхэттен» уже стал визитной карточкой столицы. Издалека видны и золотисто-оранжевый фасад строящейся 70-этажной башни «Меркурий-Сити», и вписанный в прямоугольник фасада эллипс «Империи Тауэр», и построенный из стеклянных кубиков (именно так кажется издалека) МФК «Город Столиц».

«Есть несколько любопытных фактов, связанных с комплексом «Город Столиц», – рассказывает Динара Лизунова, руководитель службы по связям с общественностью Capital Group. – Когда разрабатывался архитектурный проект «Города Столиц», нам был предложен нестандартный фасад здания. Рисунок панорамного стекла фасада должен был напоминать мужской костюм в клетку – издалека это читалось бы явно. Такое далеко не универсальное решение фасада мы как заказчик подвергли сомнению. И в итоге первоначальный вариант фасада был переработан, а комплекс «Города Столиц» приобрел сегодняшний облик. Для строительства этого грандиозного по своим объемам здания применялся особо прочный бетон. Мы использовали необычную сетку армирования – она в несколько раз более частая по сравнению с традиционной. В итоге обычный бетон не проходил через узкие ячейки, и специально для нашего проекта была разработана установка для заливания бетона. Как результат – стены в комплексе имеют повышенную прочность».

На вид «пляшущие» стеклянные кубики кажутся очень хрупкими. Но на самом деле, конечно, это не так. Двойное остекление фасадов в комплексе «Город Столиц» имеет повышенную прочность. Внешнее 8-миллиметровое закаленное стекло обладает такой ударопрочностью, что способно легко выдержать столкновение с человеком весом 75 кг, двигающимся со скоростью не менее 23 км/ч. Такая скорость – хороший результат для спортсмена, занимающегося бегом. Развить ее может только профессионал и с учетом дистанции забега.

Внутреннее стекло – безосколочное, его разбить может, к примеру, человек весом 75 кг, двигающийся со скоростью не менее 18 км/ч.

Впрочем, здания «Москва-Сити» притягивают к себе пристальное внимание не только туристов. Среди арендаторов и собственников офисных помещений «Москва-Сити» – ВТБ, Sollers, RaiffeisenBank, QTECH, Ситибанк, Pharma, Mitsui и другие крупные международные и российские компании. Сегодня уровень вакантных площадей составляет около 17%. Для сравнения: во французском деловом центре La Defense и лондонском Canary Wharfсвободных площадей около 6%.

Однако если какому-то из объектов ММДЦ особенно не везет из-за затянувшегося строительства, то это никак не офисные башни, а «Афимолл-Сити», один из крупнейших торгово-развлекательных центров столицы (общая площадь – 179 тыс. кв. м). Современный, идеально спланированный (выход из станции метро «Выставочная» находится непосредственно в торговом центре) объект с полным набором модных брендов и вызывающей зависть развлекательной зоной, безусловно, достоин большего внимания покупателей. Однако эксперты уверены, что звездный час «Афимолл-Сити» настанет после завершения строительства всех объектов и решения проблем, связанных с транспортной доступностью.

Любопытно, что, несмотря на достаточно высокое количество свободных площадей в «Москва-Сити» по сравнению с другими мировыми деловыми центрами, здесь самые высокие арендные ставки – от 800 до 1200 долларов за 1 кв. м в год. В то время как в La Defense ставки аренды варьируются в пределах 580–780 долларов за 1 кв. м в год, а в лондонском Canary Wharfаренда квадратного метра офисных площадей в год в среднем составляет 656 долларов. Однако в данном случае брать пример с Европы собственники зданий не спешат, и у них есть для этого основания: с ограничением строительства в центре Москвы спрос сместится в сторону «московского Манхэттена».

Для того чтобы стать полноценным центром деловой жизни столицы, задающим ритм всему городу, понадобится еще около 10 лет. Москву, которая, как мы помним, не сразу строилась, такими сроками не запугаешь.

 

Из жизни офисных небоскребов

1912 год. В США на Манхэттене появился первый небоскреб, в котором располагались офисы, – Woolworth Building. В нем было 57 этажей.

1966 год. Во Франции возведено первое высотное здание в деловом центре La Defense – Tour Nobel, его высота составляла 25 этажей. В 1988 году здание было перестроено и теперь называется Tour Initiale.

1991 год. В финансовом центре Лондона Canary Wharf построена знаменитая башня One Canada Square в 50 этажей.

2000 год. В «Москва-Сити» возведен офисный комплекс «Башня – 2000», его высота составила 34 этажа.

 Журнал «Административный директор» благодарит компанию CBRE за предоставленные аналитические данные.

2012

 

  • 119146 Москва, Комсомольский пр-т, д. 28, Коворкинг Центр «Деловар». Для ООО «Администрация» (журнал «Администратинвый директор».

  • editor@admdir.ru

  • +7 (495) 969-8768

  • пн-пт с 10:00 до 18:00

 

(С) Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Административный директор».

Как Вам новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
^ Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика